"Просьба не расслабляться"
В преддверии нового учебного года декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов рассказал об особенностях учебного процесса и ключевых дисциплинах, которые предстоит освоить первокурсникам.
— К чему нужно готовиться студентам, поступившим на экономический факультет Вышки?
— Предчувствую, что первокурсники, взглянув на учебные планы, зададут вопрос: "Почему в них так много математики и так мало экономики?". И действительно, мы начинаем с ударной дозы математических дисциплин, включая математический анализ и линейную алгебру. Только потом, на базе этих знаний, студенты начинают изучать микроэкономику. Это делается потому, что современная экономическая теория очень сильно математизирована, ее язык — математический. С другой стороны, экономическая наука — это не только математика. Экономика имеет дело с мыслящими объектами, которые принимают решения, иногда неправильные. Поэтому большое внимание на первом курсе мы уделяем историческим дисциплинам. В первую очередь, это история экономических учений, отражающая то, как менялось экономическое мышление. А менялось оно очень сильно, став математическим, например, только к 30-м годам ХХ века.
— Является ли экономика объективной наукой?
— Трудный вопрос. Прежде всего, важно приобрести трезвый взгляд на науку, ради изучения которой вы поступили на наш факультет. Надо понимать, что это не свод неких правил и законов, незыблемых истин и догм — это продукт длительного исторического развития. С другой стороны, поскольку эта наука — общественная, многое зависит от того, какие предпосылки принимаются при анализе. Предпосылки во многом предопределяют выводы. История экономических учений учит сбалансированному, системному, критическому взгляду на экономическую науку. Это предмет, мне самому близкий, я его преподаю и считаю очень важным. Эту точку зрения разделяет и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который настоял на том, чтобы курс истории экономических учений читался на протяжении полутора лет.
— Какое место на первом курсе занимает изучение иностранных языков?
— Английский язык — один из трех китов, наряду с математикой и историей, обучения на первом курсе. Английский, как и математика, является языком современной экономической теории. Если ученый-экономист хочет быть в курсе последних научных разработок, он должен уметь свободно читать по-английски. Если он хочет, чтобы его статьи публиковались за рубежом, он должен писать их на английском языке.
— Какого уровня знаний в области экономики вы ждете от первокурсников?
Контингент первокурсников делится на две части. Первая и количественно преобладающая — победители олимпиад по экономике. Это ребята, которые экономику не просто учили, а учили очень хорошо. Другая часть — студенты, пришедшие в Вышку по результатам ЕГЭ. Многие из них экономику в школе не изучали или изучали по негодным, с нашей точки зрения, учебникам. Их судьба нам не безразлична. Мы организуем факультатив по введению в экономическую теорию. Читать его будет один из наших лучших профессоров, Елена Владиславовна Савицкая — она получала "Золотую Вышку" как лучший преподаватель университета. Помогать с семинарами будет заместитель декана Тамара Анатольевна Протасевич. Мы очень хотим, чтобы ребята, которые чувствуют себя неуверенно в экономике, обязательно записались на этот факультатив и ликвидировали свое отставание за первые модули этого года.
— Если у студента все складывается с учебой, чем он может заняться в свободное от нее время?
— На факультете есть несколько команд КВН. Уже три года существует студенческий хор — он участвует в конкурсах на территории России и за ее пределами, регулярно получает награды и премии. Вообще, в Вышке постоянно происходит столько интересных мероприятий, что мы, преподаватели, попросту завидуем студентам. Есть замечательный цикл встреч, которые ведет Евгений Григорьевич Ясин совместно с Александром Архангельским. Он называется "Важнее, чем политика". Там говорят о кино, музыке, философии, литературе. Знаете, недавно западные ученые провели исследование среди студентов разных специальностей. Оказалось, что экономисты менее других склонны к альтруистическому поведению. Все-таки наука, которой они занимаются, накладывает на мировоззрение свой отпечаток. Но хороший экономист должен быть и хорошим человеком, уметь не только мыслить, но и чувствовать.
— Если бы вы могли дать только один совет первокурсникам, каким бы он был?
— Самое главное — освоиться с ритмом учебы. В Вышке достаточно жесткий, может быть, в чем-то даже жестокий, формат обучения: накопительная система оценок, когда любой пропуск, в том числе по уважительной причине, отражается на рейтинге. Таковы системы всех ведущих мировых университетов. В этом смысле наш факультет, наверное, самый трудный. Так что у меня убедительная просьба к первокурсникам — с самого начала не расслабляться.
Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Ищите то, что вас реально заводит»
На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.
Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад
Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.
«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»
Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.
«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»
Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.
«Всегда лучше думать своей головой»
Когда позади трудности поступления в вуз и ты уже первокурсник, самое время вспомнить, как прошел этот важный этап жизни, как ты преодолевал сложности и страхи, что вдохновляло. Анастасия Владимирская, студентка первого курса бакалаврской программы «Экономика», окончившая факультет довузовской подготовки ВШЭ, рассказала о том, как готовилась к поступлению и почему предпочла именно Вышку. Напомним, что сейчас идет прием на программы ФДП, а 12 сентября пройдет день открытых дверей факультета.
20
площадок с заданиями ждут участников квеста для первокурсников в День Вышки в парке Горького.
«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»
В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.
5856
первокурсников бакалавриата сегодня приступят к обучению во всех кампусах Вышки. Это на 1115 человек больше, чем в прошлом году.
Вышка для начинающих: что делать после зачисления?
Вы нашли свое имя в списке зачисленных на первый курс? Значит, главная цель этого года достигнута. А теперь, когда вы стали студентом, мы расскажем о том, как — без проблем и с комфортом — начать учебу в Вышке.
25%
первокурсников Вышки мужского пола имеют спортивные достижения. Среди девушек спортивные победы есть только у 14% первокурсниц.