Master in European Business, или Бизнес как искусство
15-17 мая в ВШЭ побывал признанный эксперт международного рынка бизнес-образования, заслуженный профессор Европейской школы бизнеса ESCP EUROPE (№1 в Рейтинге Financial Times), в прошлом основатель и директор программы EMBA, заместитель гендиректора ESCP EUROPE, президент Французской ассоциации школ бизнеса, а также член редколлегий ряда международных бизнес-изданий Жером Бон. Он рассказывает о запуске в НИУ ВШЭ уникальной в мире по формату программы бизнес-образования Master in European Business.
— В чем состоит специфика этой программы? Что отличает ее от других программ в сфере бизнес-администрирования?
— Я вижу две стороны этой программы. Одна вполне традиционная, связанная с предоставлением менеджерского образования — в этом ее сходство с классическими программами MBA ведущих мировых школ бизнеса. В то же время мы убеждены в том, что важной частью обучения менеджменту является возможность совместной работы с людьми разного образовательного, профессионального и культурного бэкграунда. В этом смысле наша программа исключительно космополитична и реалистична. Слушатели много работают в командах, решая актуальные бизнес-кейсы. Кто-то привносит в работу опыт своей компании. Среди наших слушателей нет доминирования представителей какой-то одной страны, пола или специальности, и само обучение организовано так, чтобы способствовать тесному взаимодействию и обмену опытом между всеми слушателями.
Кроме того, обучение проходит по меньшей мере в двух странах, а стажировку можно пройти как у себя на предприятии, так и за рубежом. Например, слушатели из России могут начать свое обучение здесь, в Москве, в Международном институте управления и бизнеса НИУ ВШЭ (который стал оператором программы по России и СНГ), а на второй семестр поехать в Париж, Лондон, Берлин, Турин или Мадрид — любой из наших кампусов — в зависимости от их предпочтений или изучаемого языка. Наконец, в отличие от традиционных программ MBA, наша программа ориентирована на студентов и выпускников, не имеющих большого профессионального опыта (до трех лет). Таким образом, средний возраст слушателей — 25 лет (максимальный допустимый — 35 лет). И кстати, все они владеют английским почти в совершенстве.
— Студенты с каким бэкграундом найдут эту программу наиболее интересной и ценной для себя?
— Это вопрос не только их бэкграунда. Это еще и вопрос их видения. Нам нужны амбициозные студенты с открытым мышлением, которые хотят учиться, работать и применять свои навыки в международном контексте. Что касается образовательного бэкграунда, то для нас очень важно собрать вместе разных людей — инженеров, экономистов, математиков, финансистов, социологов, маркетологов и так далее. При этом наша программа не рассчитана на тех, кто уже получил менеджерское образование или имеет большой опыт работы в менеджменте.
— Какие управленческие компетенции смогут в таком случае получить студенты-экономисты или инженеры?
— Мы познакомим студентов и с теоретическими подходами к менеджменту, но в целом наша программа является практико-ориентированной. Одна из основных задач — наделить слушателей такими знаниями и навыками, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно решать проблемы компаний, в которых они работают. Причем речь идет не о копировании каких-то практик или кейсов, а о поиске новых решений. Для подготовки студентов в этом направлении мы организовали два консультационных проекта — по одному в каждом семестре. Слушателям предстоит разрабатывать решения по заданию реально существующих компаний. Такое «упражнение», как мы надеемся, позволит им развить навыки креативного и инновационного подхода к менеджменту. Другой наш challenge: добиться успеха выпускников программы. В этом направлении мы достигли высочайших результатов. Отчасти поэтому мы и получаем высокие места в международных рейтингах и имеем почти все возможные международные аккредитации.
— Что можно сказать о преподавательском составе программы?
— Мы хотели привлечь к преподаванию как профессоров высокого академического уровня (все-таки в нашей программе есть академическая составляющая), так и практиков, имеющих немало конкретных бизнес-кейсов. Собрать такую преподавательскую команду непросто, но, думаю, нам с Высшей школой экономики удалось это сделать и первый семестр программы в НИУ ВШЭ будет реализован блестяще.
— Программа имеет так называемый full-time формат. Как это связано с тем, что продолжительность ее составляет немногим больше года?
— Формат программы действительно представляет собой определенный вызов — за короткое время необходимо освоить весь объем знаний и опыта, необходимый для занятия лидерских позиций в бизнесе. Обучение на программе потребует приложения больших сил. Программа включает 500 аудиторных часов. Но занятия не будут монотонными, мы хотим, чтобы на них студенты учились взаимодействию, обсуждали кейсы, выполняли творческие упражнения, работали в командах с пестрым бэкграундом. Это очень концентрированный, насыщенный курс.
— И все-таки, каков формат обучения? Российским слушателям название вашей программы напоминает о магистратуре, однако по содержанию — чувствуется сильный привкус программ MBA.
— Мы — золотая середина. Кстати о привкусе. Как француз не могу удержаться от аллегории — бутылки вина. Внешне бутылка обладает классическими формами и знакомой этикеткой: full-time, учебная нагрузка, выставление оценок по каждому курсу, возраст слушателей 25 лет, отбор при поступлении. Однако возьмите свой русский штопор и откупорьте пробку. Содержание раскроет свою истинную ценность в букете тех ароматов, тонов и возможностей, которые открываются. Работа над реальными проектами, бизнес-контакты высокого уровня и широкого профиля, гибкий формат, возможность сочетания с иной деятельностью, передовое образование типа executive. Я бы сказал, что мы гран крю сюперьер в мире вина. Кто-то почуствует нотки V.S.O.P. Вроде обманули — но в вашу пользу. Формат и сочетание — непривычные для российского рынка. Могу объясниться иначе: вы покупаете фуа-гра в упаковке от паштета. А дальше вопрос приоритета: кто выбирает вкус, а кто упаковку.
— Да, кстати, что вы можете сказать о послевкусии? Как обстоят дела с карьерным ростом выпускников и их трудоустройством?
— Послевкусие — предмет особой гордости французского вина и бизнес-образования. Оно — богатое. Приведу цифры по программе. Средняя зарплата выпускника: 41,416 евро в год. Каждый пятый выпускник зарабатывает более 50,000 евро в год и затем продолжает расти. 44% — работают за рубежом. 89% нашли работу в течение 6 месяцев после окончания программы. 61% работает в компаниях со штатом более 2000 человек. Карьера 81% выпускников имеет международный масштаб. Каждый пятый выпускник работает в консалтинге/аудите, финансах/отчетности либо маркетингах и коммуникациях. Многие устраиваются работать в банковский сектор, ритейл, фармацевтический, транспортный сектор, реализуют бизнес-проекты в Сети. Кто-то занимается цепями поставок, продажами. При этом 8% — становятся гендиректорами и исполнительными директорами. Многие создают либо развивают свой бизнес.
— Действительно, статистика впечатляет. И сколько стоит «бутылка»?
— А теперь обратите внимание на стоимость программы: 17 500 евро. Посмотрите на это как на инвестицию — быстрая окупаемость более чем очевидна.
— Когда начинается подача документов на программу?
— Начинается? Уже давно началась, а вот закончится она уже 2 июля и если опоздать, то до 2013-2014 года возможность поступить будет упущена!
Дело за малым: распознать и быстро ухватиться за появившийся шанс. Уверен, что сделать это смогут только настоящие лидеры. Таких людей мы и ждем на программу.
Вам также может быть интересно:
«Вы можете подать на рассмотрение любой свой проект»
18 сентября Высшую школу экономики посетила делегация Европейского исследовательского совета (ERC). Представители ERC рассказали о том, как российские ученые могут получить доступ к обширной грантовой программе совета.
Время для европейского бизнеса
До 27 июля продлена регистрация на программу «Master in European Business», которую реализует Международный институт управления и бизнеса (МИУБ) НИУ ВШЭ совместно с Европейской школой бизнеса (ESCP Europe). Комментирует директор МИУБ Ирина Мальцева.
Два бренда, две страны и два диплома
В Международном институте управления и бизнеса (МИУБ) ВШЭ запускается уникальная годичная программа Master in European Business, открытая для выпускников Вышки, других российских вузов и стран СНГ. О ее особенностях, преимуществах и процедуре подачи заявок на программу рассказывает директор МИУБ Ирина Мальцева.
«Мы идем своим, тщательно продуманным путем»
Программа МВА «Финансы» Высшей школы менеджмента (ВШМ) ВШЭ вошла в Top 200 Best Masters in Corporate Finance Global Ranking, а программа MBA «Стратегический менеджмент в индустрии моды» (ВШМ) — в Top 50 Best Masters in Luxury Management: Fashion Global Ranking. Об особенностях бизнес-образования в России рассказывает декан ВШМ Сергей Филонович.
Можно ли доучиться в российских фирмах?
13 декабря прошел семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, на котором стажер-исследователь этой лаборатории Павел Травкин представил результаты исследования «Оценка масштабов дополнительного обучения сотрудников в российских фирмах».
«Лучший способ начать сотрудничество — организовать совместные программы PhD»
19 октября Высшую школу экономики посетила делегация Университета Гронингена (Нидерланды) во главе с его президентом, профессором Сибрандом Поппемой. В интервью новостной службе портала он рассказал о своем университете и целях визита в ВШЭ.
Study tours: дорога с двухсторонним движением
Недавно Высшая школа менеджмента (ВШМ) ВШЭ принимала группу студентов из Школы менеджмента Корнельского университета (Cornell University, USA), которая специализируется на МВА программах. О программе study tour рассказывают старший преподаватель по международному бизнесу Корнельского университета и руководитель группы Елена Янкова и декан ВШМ Сергей Филонович.
Программы Фулбрайта: настойчивость будет вознаграждена
10 марта в Высшей школе экономики прошла презентация стипендиальных программ Фулбрайта 2012-2013 годов. Своими впечатлениями от участия в программе с собравшимися студентами и сотрудниками ВШЭ поделилась участница программы Фулбрайта прошлого года Лариса Тарадина.
«Сможем ли подняться на новую ступень?»
26 ноября на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ обсуждались итоги учебно-методической работы и деятельности блока дополнительного образования в 2009/2010 учебном году, были рассмотрены и другие вопросы жизни университета.
Третий проект Erasmus Mundus TRIPLE I
Координационный Совет проекта Erasmus Mundus TRIPLE I «Интеграция, интеракция, институты» объявил результаты конкурса образовательных грантов на 2011–2014 годы. Студенты и аспиранты Вышки стали самыми удачливыми среди подавших заявки на участие в конкурсе.