• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слишком ценные кадры даже в условиях кризиса

Высшая школа бизнес-информатики факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ начинает обучение слушателей по программе профессиональной переподготовки "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов". Рассказывают научный руководитель программы — заместитель декана факультета бизнес-информатики Светлана Мальцева и соруководители: доцент Екатерина Лобза и директор по исследованиям компании "Mail.ru" Федор Вирин.

Высшая школа бизнес-информатики факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ начинает обучение слушателей по программе профессиональной переподготовки "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов". Программа реализуется при поддержке ассоциации "Интернет и бизнес", объединяющей двадцать крупнейших российских интернет-компаний. Рассказывают научный руководитель программы — заместитель декана факультета бизнес-информатики Светлана Мальцева и соруководители: доцент Екатерина Лобза и директор по исследованиям компании "Mail.ru" Федор Вирин.

— Всякая учебная программа возникает в ответ на спрос. Можно ли говорить о "кадровом голоде" в интернет-компаниях сейчас, когда на дворе финансовый кризис?

Федор Вирин:

Федор Вирин
Федор Вирин
— Кадровый голод в интернет-компаниях налицо. Вот простое подтверждение: средняя "продолжительность жизни" вакансии на позицию "менеджер интернет-проектов" в Mail.ru и других интернет-компаниях составляет от трех до семи месяцев. Конечно, крупными компаниями отбираются только лучшие специалисты, которых на рынке всегда немного. Но даже более мелкие организации или те, для которых Интернет — это не основной бизнес, "закрывают" аналогичные позиции в среднем три-четыре месяца, хотя требования к кандидатам у них гораздо ниже. Так что сейчас не хватает не только высококлассных специалистов, но даже самых "обычных", со средним уровнем подготовки. Доходит до того, что по многим специальностям зарплата, которую готов предложить работодатель, выше, чем запрашивают соискатели.

При этом надо понимать, что кризис, о котором так много говорят, не изменит эту ситуацию. Несмотря на информацию о массовых увольнениях, например, в РБК, действительно квалифицированных сотрудников никто не уволил. Это слишком ценные кадры даже в условиях кризиса. В рейтинге пятнадцати самых дефицитных специальностей, составленном в начале 2008 года, более половины — ИТ-специальности. Если не считать программистов, владеющих языками Java и C++, остаются руководители интернет-проектов, менеджеры по интернет-рекламе, интернет-маркетингу, по PR в Интернете, аналитики интернет-проектов, руководители службы по работе с клиентами через Интернет, интернет-бренд-менеджеры.

Именно таких специалистов будет выпускать наша программа профпереподготовки. Ведь сейчас на таких должностях работают в основном бывшие программисты и студенты-маркетологи. Но им не хватает системных знаний в выбранной области и практики реальной работы.

Екатерина Лобза:

— Потребность в кадрах увеличивается с каждым годом, поскольку российский интернет-рынок стремительно растет. Объем рекламного рынка в Интернете за 2007 год вырос на 70%, объем услуг по поисковой оптимизации — на 50%, а оборот электронной коммерции — на 200%. Потребность в специалистах, необходимых для работы в интернет-проектах, растет такими же темпами.

— На факультете бизнес-информатики есть магистерская программа "Электронный бизнес", которая была открыта в 2007 году в рамках Инновационной образовательной программы. Чем от нее отличается новая программа профессиональной переподготовки? И есть ли у этих программ что-то общее?

Светлана Мальцева:

— Программа переподготовки — это часть деятельности факультета бизнес-информатики по созданию новых стандартов подготовки кадров для управления в сфере ИКТ. Принципы, заложенные в эту программу, характерны для всех образовательных проектов факультета. Это фундаментальная подготовка в области экономики, менеджмента и информационных технологий, ориентация на лучший отечественный и зарубежный опыт, серьезная научно-исследовательская составляющая, привлечение к преподаванию ведущих специалистов-практиков, применение современных технологий.

Отличие программы профпереподготовки от магистерской программы в том, что она более компактна (если магистерская программа рассчитана на 2 года, то профпереподготовка — на 8 месяцев) и четко ориентирована на применение полученных знаний и навыков в практической деятельности по управлению электронным бизнесом и интернет-проектами.

— То есть можно говорить о солидной предыстории новой программы.

Екатерина Лобза:

Екатерина Лобза
Екатерина Лобза
— Конечно, программа появилась "не на пустом месте".

Ее предыстория включает самые разные проекты, которые были реализованы на факультете бизнес-информатики. Один из них, созданный студентами ГУ-ВШЭ, — клуб "Бизнес в стиле .RU" (он, кстати, был основан 5 ноября 2004 года, на днях ему исполнилось 4 года). Клуб объединяет студентов и молодых специалистов, заинтересованных в изучении и развитии Интернета в России, а также интернет-бизнеса. Клуб проводит открытые встречи с лидерами отрасли, организует исследовательские проекты. Клуб номинирован на Премию Рунета 2008 года, был финалистом "Золотой вышки" 2006 года и лауреатом среди студенческих организаций (премия "Чугунное яйцо").

Именно в рамках клуба сформировались контакты факультета с ведущими специалистами в области интернет-бизнеса.

Светлана Мальцева:

— Дисциплина "Электронный бизнес" включена в действующий стандарт подготовки бакалавров и магистров по направлению "Бизнес-информатика". С 2006/2007 года кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий является выпускающей для студентов бакалавриата — уже около 50 студентов защитили выпускные бакалаврские работы по специализациям "Электронный бизнес" и "Технологическое предпринимательство". Многие выпускники продолжили обучение по магистерской программе "Электронный бизнес".

В рамках магистерской программы мы тесно сотрудничаем с ассоциацией "Интернет и бизнес": в прошлом году организовали научный семинар и цикл гостевых лекций. Перед студентами выступили генеральный директор Google Russia Владимир Долгов, генеральный директор интернет-магазина "Ozon.ru" Бернар Люке, основатель компании "AdWatch" Лев Глейзер, исполнительный директор компании "Афиша Диджитал" Дмитрий Степанов, генеральный директор холдинга "AdRiver" Роман Филиппов и другие. Курс "Электронная коммерция" для магистров был организован в сотрудничестве с компаниями "Софткей" и "Ozon.ru" (защита разработанных бизнес-планов состоялась перед потенциальными инвесторами).

Так что программа профессиональной переподготовки — это логичное продолжение начатых проектов, но одновременно шаг вперед.

— На кого рассчитана программа "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов"?

Светлана Мальцева:

— Она адресована широкому кругу слушателей. Это, прежде всего, те, кто хотел бы работать в сфере Интернета, но кто еще недостаточно знаком с законами и правилами игры на глобальном рынке, чтобы начать там свое дело. Другая категория — слушатели, которые уже попробовали себя в работе над интернет-проектами или в ИТ-менеджменте. Мы ориентируемся также на тех, кто имеет серьезный опыт работы в сфере ИТ, но понимает, что для более виртуозного использования интернет-технологий необходима фундаментальная подготовка, которую можно получить только в таком университете, как Высшая школа экономики. Систематизация практических навыков и теоретических знаний, доведение личных компетенций до уровня, соответствующего требованиям отечественного и зарубежного рынка труда, дает новые возможности для профессионального и карьерного роста.

Федор Вирин:

— Наша целевая аудитория — специалисты в возрасте от 25 лет, имеющие хотя бы одно высшее образование и некоторый опыт работы, как прямо, так и косвенно связанный с электронным бизнесом или интернет-проектами. Мы считаем, что все-таки понимание интернет-рынка необходимо, пускай даже самое базовое.

— Успех в электронном бизнесе — это знание высоких технологий или все же предпринимательский талант?

Светлана Мальцева:

Светлана Мальцева
Светлана Мальцева
— Это сочетание того и другого. Научить быть талантливым нельзя, но можно помочь человеку открыть в себе этот талант, показать сферы его применения, дать необходимые инструменты. Задача программы профпереподготовки — сформировать междисциплинарные компетенции, возникающие на стыке многих направлений практической и научно-исследовательской деятельности. Для сферы электронного бизнеса это, в первую очередь, информационные технологии, экономика, менеджмент, а также социология, психология и другие. Конечно, процесс формирования таких компетенций требует серьезных усилий и со стороны преподавателей, и со стороны слушателей.

— Каковы ключевые особенности программы?

Федор Вирин:

— Во-первых, сочетание теории с практикой. С одной стороны, в программе предусмотрены систематические курсы, с другой — есть возможность лично познакомиться и пообщаться со многими практиками, узнать, как создавались известные компании, перенять опыт. Это также возможность лично познакомиться с важными и нужными людьми

Вторая особенность — большое количество стажировок. Слушатели таких программ, как профпереподготовка и МВА, нередко меняют работу во время учебы или сразу после ее окончания. Это нормальная тенденция, так что стажировки будут проходить в компаниях, а не в стенах ГУ-ВШЭ, договоренности со многими компаниями уже есть.

Третья особенность — много кейсов, практики, игровое моделирование. Предусмотрены реальные проекты, которые надо будет выполнять и за которые надо будет нести ответственность. Основное преимущество программ MBA и мини-MBA, каковой является профпереподготовка, в большом количестве практических задач, решаемых в ходе обучения.

Наконец, очень важна репутация университета, в стенах которого программа реализуется. Выпускники получат диплом ГУ-ВШЭ — самого известного экономического вуза страны. Это хорошая рекомендация для работодателя.

— Охарактеризуйте учебный план программы.

Екатерина Лобза:

— Программа состоит из пяти блоков: основы управления (сюда входит общий и стратегический маркетинг и менеджмент), бизнес-информатика (архитектура предприятия, анализ и моделирование бизнес-процессов), основы предпринимательской деятельности, разработка интернет-проектов и управление интернет-проектами, менеджмент в сфере электронного бизнеса.

В результате выпускник программы сможет провести интернет-проект от формулировки идеи и написания бизнес-плана до создания back-офиса. Между этими двумя точками — проектирование и управление, набор команды, реклама, исследования, правовое обеспечение, общение с инвесторами, клиентами и акционерами.

— Кто будет обучать слушателей программы? Какая часть преподавателей — штатные сотрудники Вышки?

Екатерина Лобза:

— Имена преподавателей можно найти на сайте программы, но это неокончательный список. Там, например, нет преподавателей, которых мы планируем приглашать для чтения "гостевых" лекций. Например, не названы Владимир Долгов, руководитель компании "Медиа-мир" Михаил Гуревич и многие другие, с кем уже есть договоренности о гостевых лекциях.

Что касается соотношения преподавателей, примерно 30% будет из Вышки (они читают общую теорию), 70% — специалисты и менеджеры из компаний.

Среди преподавателей ГУ-ВШЭ — сотрудники кафедры инноваций и бизнеса в сфере ИТ, факультета бизнес-информатики в целом, но не только. Курсы лекций прочтут заведующая кафедрой маркетинга факультета менеджмента Ольга Третьяк, доцент кафедры экономической социологии факультета социологии Евгения Надеждина. Возможно и появление других преподавателей в ходе реализации программы.

— Некорректный вопрос: на какую зарплату смогут рассчитывать выпускники программы?

Федор Вирин:

— Специалист с опытом и пониманием рынка сегодня может рассчитывать в среднем от 60 до 120 тыс. рублей в зависимости от должности и общего уровня подготовки. У менеджеров зарплаты, разумеется, выше, не говоря уже о возможных бонусах.

— Каким формальным требованиям должны соответствовать ваши будущие слушатели? Удастся ли совмещать работу с учебой?

Екатерина Лобза:

— Слушатели должны быть мотивированы учиться и много работать. Для определения целей слушателей, их ожиданий от программы и стартового уровня мы проводим собеседование. Совмещать работу с учебой, конечно же, удастся. Занятия проходят во вторник и четверг с 18:30 до 21:30, в субботу с 10 до 16 часов. Здание ГУ-ВШЭ, где расположен факультет бизнес-информатики, недалеко от станции метро "Семеновская", то есть добраться туда довольно просто.

Программа стартует на этой неделе. Ее успех будет зависеть от совместных усилий преподавателей и слушателей.

Подготовил Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Будущее сложных технических систем за «роевым интеллектом»

С ростом сложности технических систем усложняются и модели управления ими. Традиционные модели — через единый центр — начинают уступать информационным системам, разработанным на основе принципа «роевого интеллекта». Это позволяет минимизировать ущерб от ошибок управления. В очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ демонстрируют перспективность применения «роевого интеллекта» на примерах приложений для самоорганизации объектов в сферах транспорта, энергетики и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

Студенты программы «Управление информационной безопасностью» прошли обучение в компании Huawei в Китае

Студенты магистерской программы «Управление информационной безопасностью» Катерина Аринаркина, Эльдар Бейбутов, Евгений Гусев, Нина Осенмук и Аминат Тарчокова прошли обучение в компании Huawei в рамках глобальной программы «Seeds for the Future». Двухнедельный курс был посвящен изучению современных информационно-коммуникационных технологий, принципов защиты информации в ходе работы с ними, опыта обеспечения информационной безопасности в корпорации, имеющей обширную филиальную сеть по всему миру.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.