• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет довузовской подготовки: новые времена

Факультет довузовской подготовки (ФДП) существует уже 14 лет. Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович и декан ФДП Светлана Квашонкина рассказывают о программах, достижениях и перспективах развития факультета.

Все возрасты покорны

Светлана Квашонкина
Светлана Квашонкина
Светлана Квашонкина: Факультет довузовской подготовки осуществляет несколько неодинаковых по направленности программ, ориентированных на людей разных возрастных категорий. Кроме того, мы работаем с базовыми школами, причем речь идет не только о школах в Москве и области, но и о региональных базовых школах, региональных центрах.

Москвичам предлагается программа, рассчитанная на самых младших, — это программа клуба "Эрудит". Она адресована ученикам 7-х — 9-х классов и нацелена на профориентационную подготовку, а создана на основе игровых технологий — это знаменитые игры "Лабиринт", балы, которые известны на всю Москву. Программа клуба "Эрудит" существует всего 4 года. Но именно в этом году мы убедились в том, что она очень эффективна и дает прекрасные результаты: сейчас у нас значительно, в два раза, увеличился набор, спрос растет. Сказывается действие знаменитого московского "сарафанного радио" — информация передается родителями, мечтающими о хорошем образовании для своих детей, как говорится, из уст в уста. И в этом году впервые брали не всех: игровые технологии не предполагают переполненных классов.

Следующая возрастная программа — "9 класс", тут само название указывает, кому она адресуется. Программа "9 класс" профориентационная, в этом году мы впервые включили в нее образовательную услугу по подготовке к аналогу ЕГЭ в средней школе, то есть к государственной итоговой аттестации за неполную среднюю школу. Результаты аттестации могут быть основанием для поступления в средние учебные заведения. На родительских собраниях отмечают ее эффективность: дети сразу начинают показывать более высокие результаты по математике и русскому языку. В рамках программы "9 класс" мы проводим родительские собрания два раза в год, поскольку дети в этом возрасте еще невзрослые, и приходится работать в тесном контакте с папами и мамами.

Ну и, наконец, программы для 10-го и 11-го классов ("10—11 класс" и "11 класс"). Их цель — подготовка к вступительным испытаниям, поэтому они представляют собой, с одной стороны, обучение по общеобразовательным предметам, которые ребятам предстоит сдавать в формате ЕГЭ, и, с другой стороны, тренинг по так называемым профильным предметам. Профильные предметы — это экономика, право, то есть специальные разделы обществознания. Экономика и право как самостоятельные предметы не разрешены на уровне вступительных испытаний, но очень популярны на всероссийских и вузовских олимпиадах, и это при том, что ни экономику, ни право в широком объеме в средней школе России не преподают.

Примерно те же услуги, что и в стационарных программах, предоставляются и базовым школам — естественно, сюда входит обучение на базе школы, но они получают и наши учебные программы, и учебно-методические пособия. Одновременно в рамках программ 10—11 класса осуществляется внешний контроль по одним и тем же предметам. Кроме того, у учащихся базовых школ есть право посещать бесплатные спецкурсы факультетов, которые уже существуют тоже в течение четырех лет. Для наших базовых школ мы стараемся сделать максимум возможного. В учебный план программы 11 класса были включены спецкурсы. В рамках этих занятий преподаватели каждого факультета читают элективные курсы по своему профилю: экономисты — "Основы экономики", менеджеры — менеджмент и так далее.

Григорий Канторович
Григорий Канторович
Григорий Канторович: Курсы ведут преподаватели факультетов, и занятия проходят в здании ГУ-ВШЭ, а не в школах. Дело в том, что на сегодняшний день существует 76 базовых школ в Москве и 21 в Московской области, а найти такое количество профильных специалистов для каждой мы просто не можем. Ведь педагогов по математике или языку много, их нетрудно развезти и для занятий в школах, а преподавателей предметов вроде экономики или менеджмента найти трудно. Поэтому ребята из базовых школ, если хотят, едут в вуз. К тому же ведь для учащихся это бесплатно. Конечно, преподавателям надо платить, но это делает сам университет, а от учеников требуются только интерес и желание узнать больше, узнать лучше.

 

Факультет довузовской подготовки — зачем?

Григорий Канторович: Времена меняются, и значение такого института, как ФДП, — тоже. Светлана Васильевна уже сказала об очень важной, но узко прагматической цели — поступление в институт. Но на самом деле формат довузовской подготовки выполняет еще две очень важные функции. Во-первых, тут компенсируется то, что недодает школа. Надеяться на то, что недостатки будут скомпенсированы в самой школе, очень трудно — школа построена в основном по территориальному признаку, когда в одном классе сосуществуют любители физики, литературы, танцев, и такая ситуация нормальна для среднего учебного заведения. Но человек, который хочет специализироваться в какой-то одной области, находится тут в разнородном окружении, как и в обычной жизни. А на подготовительных программах он оказывается среди людей более или менее одинаково подготовленных, ставящих сходные цели, одинаково или близким образом мотивированных. Иными словами, мы создаем особую среду, в которой интересы ориентированы синхронно, и ребенку это важно, дети получают то, чего в школе они, быть может, лишены. В частности, возникает крепкая дружба — нельзя не заметить, как замечательно общаются ребята. Ведь профильная школа, которая могла бы создавать такую среду по интересам в среднем образовании, проваливается — расчудесные слова по этому поводу есть, но дело не получается, проект не идет, и здесь на выручку приходят профильные курсы.

Во-вторых, мало поступить в вуз, надо еще и учиться в нем. А новоиспеченный студент зачастую оказывается не готов к обучению, приходится его доучивать. Я знаю по некоторым вузам, что на первых курсах в институте студентов доучивают тому, что недополучено ими в школе: они не готовы к получению высшего образования. Конечно, можно говорить о том, почему так происходит, но это тема отдельного разговора. А на довузовских факультетах осуществляется подготовка к получению высшего образования. И вопрос не только в том, что студенту надо учиться и не вылететь, но и в том, что ему нужно актуализировать все, на что он способен. То есть речь идет о самореализации. К тому же, на курсах люди сталкиваются с другой формой обучения, приобретают своеобразный опыт социальной адаптации. Важно и то, что на ФДП еще и иной, по сравнению со школой, характерный для ГУ-ВШЭ формат, ведь модульная система до сих пор для большинства слушателей непривычна.

С введением ЕГЭ важность этих функций довузовской подготовки только нарастает. Сейчас получается не переход с отдельного "острова" — Школа — на другой отдельный "остров" — Вуз, а фактически складывается так, что вуз прорастает в среднее образование и готовит себе абитуриентов. Увы, сегодня школа не выпускает мотивированных, социально взрослых и готовых учиться людей. К этому прибавляется негативное влияние демографического спада, в условиях которого средний московский вуз берет студентами тех, кого раньше не взял бы. И выход из этой ситуации — в том, чтобы работать со школьниками, готовить их к обучению. Иначе говоря, вместо четырех-пяти лет в вузе мы занимаемся человеком лет восемь, вот тогда и результат лучше.

Светлана Квашонкина: В СМИ прошла информация о том, что количество выпускников через два года будет примерно равно количеству бюджетных мест. Конечно, государство тут же просто сократит число бюджетников, но сейчас при поступлении практически нет конкурса.

Григорий Канторович: В большинстве университетов сегодня конкурс — это количество бюджетных мест плюс двадцать. Не потому что с вузами что-то не так, просто сегодня так сложилось. Это надо исправлять. В целом по стране ситуация только усугубляется, хотя есть островки, где положение чуть лучше. В университетских городах с крупными вузами начинаются сложности с набором, а небольшой крепкий вуз как раз притягателен для абитуриентов из региона. Но практически все вузы имеют очень неровные конкурс и спрос на свои услуги. А если государству нужны инженеры, но абитуриенты не хотят идти учиться по этой специальности, то впоследствии это приводит к нехватке квалифицированных кадров. Поэтому для вуза так важно сегодня и компенсировать недостатки школьного обучения, и адаптировать ребят, и профилировать. И все это не просто благотворительность, ведь мы готовим для себя хороших студентов. Таким образом, у нас есть и идеальная и прагматическая цель.

Задача усложняется тем, что об общеобразовательных предметах школьник имеет представление, а о таких дисциплинах, как социология, философия, психология, журналистика, — только туманные мнения. И ему надо рассказать, что это такое, и заинтересовать.

 

ЕГЭ и факультет довузовской подготовки

Светлана Квашонкина: Вот Григорий Гельмутович сказал, что школа многого недодает. Это можно проиллюстрировать одним примером. У нас множество заявок от региональных центров на наши методические материалы по русскому языку. Русский — обязательный для ЕГЭ, но непрофильный для ГУ-ВШЭ предмет, а на наши разработки по нему — огромный спрос. Спрос рождается потому, что в регионах существует большая нехватка методических материалов, кадров — и регионы обращаются к нам. И это не говоря уже о таких "наших" предметах, как экономика, математика, право, история.

Очень интересна ситуация с таким предметом, как обществознание. С одной стороны, программа достаточно сложна и включает в себя столь важные для нашего вуза разделы, как право и экономика, причем предполагается глубокий уровень изучения предмета. А с другой стороны, известно, что в школах этот предмет зачастую ведется учителями, которые не могут объяснить, скажем, что такое "эластичность спроса" или какие-то базовые правовые понятия. Не могут просто потому, что у них другая квалификация. Поэтому сейчас для того, чтобы сдать обществознание в формате ЕГЭ, школьных знаний недостаточно. Проводятся олимпиады по экономике и праву, а в школах эти предметы преподаются факультативно, то есть их практически нет. Нам, конечно, обидно, что они почти исчезли, ведь наш вуз вложил много усилий в развитие в школе этого предмета. И эту лакуну можно заполнить только с помощью ФДП.

Григорий Канторович: Из-за больших различий в уровне подготовки принятых в вуз студентов аудитория первокурсников на факультетах, пользующихся массовым спросом, неоднородна. И один из возможных выходов из этой ситуации заключается в поддержании необходимой для поступления и достаточно высокой планки. Возможно, через несколько лет в ЕГЭ будут включены отдельно экономика и право. Вообще, с моей точки зрения, слишком много внимания уделяется самому формату ЕГЭ, хотя следовало бы обратить внимание на содержание. Ведь сегодня "под шумок" меняется гораздо больше, чем внешняя форма.

 

Региональные программы ФДП

Григорий Канторович: В регионе мы работаем в ином формате, чем в Москве: в 25 регионах есть так называемые региональные курсы подготовки ГУ-ВШЭ. Официально они не являются нашими подразделениями, но это сотрудничающие с нами центры, которые работают по нашим программам и учебно-методическим материалам. В этих центрах мы устраиваем наши региональные туры, что не обязательно, но естественно, потому что там проводятся туры олимпиады. Ребята знают про Вышку, мы им рассказываем о нашей жизни, о будущей учебе. Региональные центры одновременно с нами проходят внешний мониторинг. В этом отношении они почти такие же, как центральное отделение. Мы к ним периодически ездим: например, проводим курсы повышения квалификации и созываем региональных преподавателей на семинар учителей, приглашаем их пройти у нас обучение; или же наши преподаватели выезжают туда, когда по заявкам получается большое количество слушателей. Преподаватели ГУ-ВШЭ выезжают и читают в регионах установочные лекции по тем или иным профильным предметам.

Заметьте: мы не берем с детей из регионов денег, то есть для нас нет финансовой подпитки из регионов. Региональные центры сами определяют ценовую политику для учащихся, мы этого не касаемся. Там, где есть филиалы Вышки, существуют самостоятельные по отношению к московскому филиалу курсы довузовской подготовки.

Светлана Квашонкина: Региональным центрам мы предоставляем те же самые методические материалы, что и на ФДП в Москве, причем, как и в случае с базовыми школами, бесплатно. На днях открытых дверей в регионах обязательно присутствуют представители довузовского блока. Выезжают туда и представители заинтересованных факультетов, они дают подробную информацию и посылают преподавателей, которые читают установочные лекции. Длительность занятий зависит от количества детей, от регионов, но обычно это примерно два дня по восемь часов, где присутствуют и ребята и преподаватели.

 

Интернет-школы

Григорий Канторович: Есть у нас и такой формат, как Интернет-школы. Понятно, что при обучении личный контакт незаменим, об этом говорят противники дистанционного образования. Но в ситуации, когда нет выбора, Интернет-школы — очень хорошее подспорье. Ведь это возможность задать свой вопрос, получать те же материалы за очень скромные деньги, около 5 000 рублей в год. При этом в Интернет-школе занимаются самые мотивированные, потому что другому ребенку трудно сидеть после школы и самостоятельно заниматься.

Светлана Квашонкина: Интернет-школа построена по предметному принципу, учебный процесс организован аналогично программе "11 класс". Каждую неделю выкладываются материалы согласно учебному плану, такие же контрольно-измерительные материалы, так же раз в два месяца, то есть раз за модуль, они выполняют большие контрольные работы, которые проверяются, за них проставляются оценки. Кроме того, в интернете есть страничка форума общения с преподавателем. То есть если тебе непонятно что-то в материалах, где-то не разобрался, что-то не решил, ты можешь напрямую задать вопрос преподавателю. Конечно, без личного общения в реальности все это немного затягивается во времени, но по полноте материалов и по содержанию Интернет-школа ничем не отличается от нашей программы для 11 класса.

 

Перспективы

Светлана Квашонкина: Сегодня многие вопросы одиннадцатиклассников остаются без ответов — не известны ни состав вступительных испытаний, ни точные сроки, ни конкретные формы, просто нет еще утвержденной Минобразования информации. А наша задача состоит в том, чтобы не просто удерживать, но и расширять довузовское пространство ГУ-ВШЭ. И это основная задача, аккумулирующая в себе те проблемы, которые назвал Григорий Гельмутович. Потому что даже если всего на один год отпустить вожжи, мы сразу многое потеряем. Вышка — это молодой вуз. Далеко не во всех субъектах РФ знают, что такое ГУ-ВШЭ, однако проводится огромная работа, очень видимая, постоянная. Какие-то ее формы уходят — из-за новых условий поступления, значит нам нужны новые формы. Одна из возможных — установление немного других отношений с базовыми школами. Например, есть такая способ оценки конкретного ученика, как "личный портфолио", когда прослеживаются все успехи ребенка, что дает возможность оценивать его не только по отметкам на вступительных испытаниях. Ведь наряду с результатами ЕГЭ интересно посмотреть другие достижения: это могут быть победа в олимпиадах, творческих конкурсах, участие в каких-то интересных проектах, возможно, рабочая деятельность.

Григорий Канторович: Все, наверное, знают, что Россия — одна из последних стран, где есть вступительные испытания в вузах, в европейских же странах студента отбирают на основе его личных достижений, куда входят как оценки за обучение, так и участие в различных проектах, разных видах деятельности. Ведь люди индивидуальны — в математике человек может решать заковыристые задачи, но не очень хорошо считать традиционные, в экономике или в менеджменте он сдает экзамены так себе, но у него есть другие ценные качества, например, он способен разработать и реализовать отличный проект. Такой инструмент как портфолио может потенциально улавливать такие вещи. Этот инструмент трудно формализовать, но мы вводим отдельные элементы. Переход на повсеместный ЕГЭ требует компенсирующих механизмов, ведь вуз теперь менее свободен в отборе студентов.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.