Надо меньше изобретать велосипедов и брать образовательные модели, которые уже доказали свою перспективную значимость
20 июня приемная комиссия Уральского государственного университета начала прием документов на Совместную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению "Экономика" УрГУ и ГУ-ВШЭ.
Запуску программы УрГУ и ГУ-ВШЭ предшествовала большая подготовительная работа. Буквально накануне в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Академического совета программы "двух дипломов", на котором в оперативном режиме решались вопросы как текущего характера, так и долгосрочного взаимодействия.
Как правило такое взаимодействие между двумя крупными организациями не бывает легким, сталкиваются принципиальные позиции, возникают конфликты интересов, сказывается человеческий фактор (в конце концов участники переговоров не лишены личных амбиций). Однако всего этого нельзя сказать о заседании Академического совета совместной образовательной программы УрГУ и ГУ-ВШЭ. Представителям обеих сторон легко удавалось прийти к общему знаменателю по большинству вопросов. Часто могло показаться, что члены Академического совета от УрГУ просто не решаются спорить с коллегами из Высшей школы экономики и принимают все их замечания как императив. Но, конечно, такое восприятие было бы не верным, причина в другом.
Об этом нам рассказал декан экономического факультета Уральского госуниверситета Сергей Кадочников.
— Когда мы говорим об идеологии взаимодействия в образовательном или научном сообществе, все начинается с общего представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Что хорошо и что плохо в очень большой степени зависит от того, у кого ты учился, по каким учебникам, что ты сам можешь сделать. Эти критерии для преподавательских коллективов наших вузов и наших факультетов весьма близки. Но близки даже не потому, что учились по одним учебникам, или считаем значимыми одних нобелевских лауреатов, а других не считаем, а потому, что долго формировали и участвовали в формировании российского научного экономического сообщества.
Вообще сообщество — это одна из самых фундаментальных проблем экономического образования в России. У нас научное сообщество сформировано очень слабо.
Есть несколько инструментов его формирования. Главный — образовательная система, стандарты. Но изменять их долго. Есть более краткосрочные инструменты и очень действенные. Это, например, конференции. Я рассматриваю Вышкинскую апрельскую конференцию как один из самых эффективных инструментов формирования современного научного образовательного сообщества в области экономики и экономической теории. Наш факультет многие годы активно участвует в этой конференции, наши преподаватели туда ездят, выступают, общаются.
В этой же логике мы пять лет назад, решили сделать у себя аналогичную апрельскую конференцию, она проходит через две недели после Вышкинской. Делать ее было решено совместно со ВШЭ. Одновременно у нас появился общий партнер — журнал "Эксперт", которому мы очень доверяем. Через пару лет к нам присоединился еще факультет менеджмента СПГУ, сейчас это Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Родилась апрельская конференция УрГУ, которая тоже формирует сообщество людей, которые стараются говорить на одном языке.
Вот как раз через эти конференции мы впервые и проговорили для себя идею совместной образовательной программы с ГУ-ВШЭ. Это было уже давно. Потом мы стали спокойно, поэтапно и уверенно ее реализовывать. А поскольку сообщество одно, язык один, то и взаимопонимание максимально.
— Преподаватели УрГУ подстраиваются под то, что им говорят коллеги из Высшей школы экономики, или процесс взаимный?
— Я честно скажу, — мы выступаем как реципиенты, поскольку значительно отстаем. Наверное, есть какие-то сферы, где мы близки, или даже равнозначны, но сейчас речь идет о реализации модели, а ГУ-ВШЭ это вуз, где уже сформирована эффективная модель образования. Мы переносим эту модель в УрГУ.
Я сторонник простой идеи — надо меньше изобретать велосипедов в нашем гуманитарном образовании, надо брать модели, которые уже доказали свою перспективную значимость.
— На заседании Академического совета обсуждался вопрос стажировок преподавателей из УрГУ в Высшей школе экономики. Это необходимо для повышения их квалификации и с целью аттестации Высшей школой экономики для преподавания в рамках программы "двух дипломов". Сколько ваших преподавателей в ближайший год должно оказаться в Москве и пройти стажировку?
— В ближайший учебный год это будет 8—10 человек, план стажировок у нас уже сформирован.
Тут я хотел бы подчеркнуть, что принципиально важно, чтобы на уровне кафедр была договоренность, что человек едет на конкретную кафедру, встречается там с 2—3 преподавателями, которые являются его тьюторами на этот период, они согласовывают учебные программы, согласовывают учебные материалы, бланки тестовых заданий, наш преподаватель сам проводит в Вышке открытую лекцию или семинар. Об этом мы договорились на прошедшем совещании.
Но мы не замыкаемся на программе стажировок наших преподавателей во ВШЭ. Мы считаем, что каждый преподаватель раз в год, раз в два года, должен проходить стажировку. Ежегодно 2—3 человека у нас ездят в Лондонскую школу экономики. Сейчас у нас 3 человека на стажировке.
— А внутри России подобные отношения у экономического факультета УрГУ только с ВШЭ?
— Нет, у нас давние партнерские отношения еще с двумя образовательными структурами. Это Российская экономическая школа, с 1998 г. мы с ними реализовали пятилетний проект повышения квалификации наших преподавателей, по итогам которого наш факультет стал центром повышения квалификации для преподавателей уральского региона. РЭШ — наш давний партнер, более давний, чем ВШЭ.
Еще один наш партнер — это Высшая школа менеджмента СПГУ. В ближайшем году у нас разрабатывается программа стажировок с ними, поедут 6 педагогов по таким дисциплинам, как маркетинг и экономика предпринимательства.
— Когда на заседании Академического совета обсуждался вопрос аттестации преподавателей для участия в совместной образовательной программе, декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов доложил, что из трех преподавателей, проходивших аттестацию в последнее время, одна кандидатура ВШЭ не устроила, должен быть объявлен новый конкурс. И оказалось, что это может стать проблемой. Вы заметили, что у вас некем заменить преподавателя не прошедшего аттестацию, придется искать в других городах и регионах. Кадровая проблема в УрГУ стоит остро?
— С кадрами не просто. У нас очень хороший костяк, доцентский, в первую очередь. Это люди, прошедшие программы повышения квалификации, сами в ряде случаев имеющие западное образование. Это костяк, который работает на весь факультет. Но кадровый резерв в девяностые годы создавать было очень сложно в силу финансовых ограничений. За последние пять лет мы смогли реализовать очень эффективную программу реструктуризации факультета, которая привела к тому, что существенно выросли доходы. Факультет стал себя позиционировать как очень дорогой продукт на рынке, за который студенты, абитуриенты, родители готовы платить большие деньги по нашим уральским меркам. И это позволило выйти на тот уровень, который позволяет привлекать молодых преподавателей на сравнимых с альтернативными рыночными предложениями условиях. Мы создали еще и исследовательские центры, через которые финансируем научный рост этой молодежи. Но мы не можем выпускать их в аудиторию сразу на большие курсы. Они работают как семинаристы, но как семинаристы они бы получали за 1—2 группы 5 тыс. в месяц. Чтобы выйти на 20 тыс., они должны занимать еще и позиции исследователей, не говоря уже о том, что это необходимо для любого настоящего преподавателя. Модель совмещения исследовательской позиции плюс частично преподавательской, позволяет через 2—3 года ставить человека в условия, когда он может читать полноценные курсы. Мы думаем, что в ближайшие 2—3 года мы кадровую проблему решим.
— Правда ли, что воспроизводства преподавательского состава сейчас не происходит, поскольку исследователей из нынешних студентов экономических факультетов не получается, они уходят в бизнес? Как вы решаете эту проблему?
— Исследователь — это тоже профессия, которой нужно учить. Для исследователя важен такой компонент, как эконометрика. 10—15 лет назад, когда я учился в Германии, эконометрика только начала внедряться в образовательный процесс, это был маргинальный предмет, многие ее воспринимали как нечто ненужное. А сейчас совершенно другой статус этого предмета. Мы активно вводим ее в программы разного уровня. Кроме того, для подготовки преподавателей и исследователей должно быть очень подробное, очень широкое знакомство с экономической теорией. Это тоже есть далеко не везде. Для подготовки исследователя нужны и специфические образовательные продукты, например, исследовательские семинары. Они могут носить статус кафедральных, факультетских. В рамках нашей магистерской программы их 4, в каждой такой программе есть исследовательский семинар, программы состоят из разных блоков, это формирует исследовательскую работу.
Еще один инструмент — это исследовательские кафедры, куда студенты должны привлекаться. Это все в конечном итоге связывает профессора и студента. Но это всегда камерные инструменты, нельзя делать это поточно.
Но должен сказать, что у нас есть люди, которые готовы преподавать и исследовать. Конечно, на модельном уровне, это магистры. Если речь идет о бакалаврах, то рано говорить о подготовке будущих преподавателей. А магистерская программа в УрГУ сильная.
— Одним из вопросов, обсуждавшихся на заседании Академического совета совместной образовательной программы, были формы сотрудничества двух университетов в долгосрочной перспективе. Каковы Ваши пожелания в этой связи?
— Есть как минимум два пожелания. Во-первых, мы доросли до того, чтобы делать исследовательские команды по разным направлениям — по корпоративному управлению, по рынку труда, по институтам развития. Институты развития — это как раз такой проект, который мы начинаем готовить по заказу правительства Свердловской области. Сейчас мы находимся на технической стадии, но рассчитываем, что к осени выйдем и на содержательные моменты этого проекта.
И второе пожелание — совместное участие в международных проектах, образовательных и исследовательских. Есть программы обмена студентов, есть программы по созданию каких-то образовательных совместных продуктов с привлечением западных университетов. Возможно, может идти речь о подготовке студентов на уровне магистратуры.
Дмитрий Европин, фото автора
Вам также может быть интересно:
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
ДВФУ и ВШЭ будут готовить кадры вместе
13 апреля в Москве и.о. ректора Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов подписали соглашение о сотрудничестве вузов в сфере образования и науки.
43%
российских компаний сотрудничали с вузами в прошлом году. Интенсивность сотрудничества между бизнес-структурами и учреждениями высшего образования заметно возросла по сравнению с 2012 годом, тогда с вузами взаимодействовали чуть больше 30% компаний.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ
С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.
Кто и как оценит высшее образование?
О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».
ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»
Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.
Образованием недовольны все, но это естественно
Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.
Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?
25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.
Чему учить будущих финансистов и госслужащих?
3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.