Программа "двух дипломов" — возможность повысить уровень конкурентоспособности
20 июня приемная комиссия Уральского государственного университета начала прием документов на Совместную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению "Экономика" УрГУ и ГУ-ВШЭ.
Запуску программы УрГУ и ГУ-ВШЭ предшествовала большая подготовительная работа, проделанная специально созданным Академическим советом совместной образовательной программы. Буквально накануне начала приема документов в Уральском государственном университете состоялось очередное заседание совета, в ходе которого сотрудники и преподаватели УрГУ неоднократно подчеркивали особую значимость совместной программы для уральского госуниверситета.
О том, почему программа "двух дипломов" так значима для УрГУ, а так же о перспективах высшего образования мы беседуем с проректором УрГУ по научной работе Алексеем Ивановым.
— Конечно, очень важно, что для России это первый опыт подобного сотрудничества двух университетов. Понятно, что такие проекты будут развиваться и в других вузах в том числе. Но пока мы первые.
ГУ-ВШЭ — ведущий экономический вуз страны, это всеми признано. И нам, конечно, очень лестно, что ВШЭ идет на такой контакт. Это означает, что они признают, наш вуз — региональный, но далеко не самый последний. Мы-то сами это совершенно точно знаем, но всегда приятно получить дополнительное подтверждение.
Кроме того, все такого рода контакты — элемент развития! Можно ведь закапсулироваться в самом себе. Это проще всего — жить и считать, что мы самые умные, у нас самая лучшая наука, мы знать никого не хотим, пусть все равняются на нас. Но капсулироваться нельзя, надо все время идти на обновления, на новые контакты, смотреть, что делают другие, как построен у них учебный процесс, чего они добиваются, где работают их выпускники. Тем более это актуально, если в качестве партнера выступает такой "старший брат".
Мы себя в этом проекте позиционируем в качестве младшего брата. Это партнерство, но мы понимаем, что нам трудно равняться с ВШЭ. Так что это элемент развития экономического блока нашего вуза. У нас это очень динамично развивающийся факультет, и хорошо, что в нем есть такое развитие.
На факультете много молодежи и надо стараться закреплять молодых преподавателей в вузе. А это непросто, у нас нет особенных ресурсов, сложившиеся законы не позволяют нам сильно их материально заинтересовывать. Надо давать им интересную работу, возможности для самореализации. Такой проект — это первый шаг, и мы от него очень многого ждем.
Это и сертификация преподавателей, а значит — повышение квалификации в таком видном центре как Высшая школа экономики. При этом преподаватели остаются у нас. Может быть, не все, но все же.
Может быть, у нас появится и продолжение совместной программы. Мы очень надеемся, например, на сотрудничество с философским факультетом ВШЭ в следующем году. Там все несколько проще, у нас хорошая философская школа, берущая начало от Руткевича-старшего. Основная масса преподавателей на философском факультете к его научной школе принадлежит. Это хороший фундаментальный факультет, но и для него очень важно такое сотрудничество.
— Запуск подобных межвузовских программ — должен стать тенденцией современного высшего образования?
— Думаю, да. Это шаг в сторону того процесса, который мы условно называем болонским. Идея понятна — это единое образовательное пространство на очень большой территории, включающей много стран, с изначально разными схемами образования. Совместная программа двух дипломов, это корректировка и согласование программ, это уже элемент открытости образования, а значит движение в рамках общего мейнстрима.
— Если оценивать совместную образовательную программу на менее глобальном, философском уровне, каковы выгоды УрГУ от ее реализации?
— Мы все живем, и ВШЭ, в том числе, в условиях демографического спада. На столичные вузы работает вся страна, у них нет особого недостатка в абитуриентах, но в регионах мы находимся в состоянии жесткой конкуренции за учащихся. И эта программа для нас — в том числе, некая возможность повысить свой уровень конкурентоспособности. Это не означает, что мы заработаем очень много денег, думаю, что этого как раз не случится, но сам факт того, что ВШЭ нас выбрала в партнеры, является показателем того, что уровень вуза хороший. Это позволяет надеяться, что приток абитуриентов, в условиях этого спада, хотя бы будет поддерживаться на том же уровне, который был у нас в прошлом году.
Мы вынуждены предпринимать какие-то шаги, пусть они будут рассчитаны на несколько лет, пусть не сразу дадут результат, пусть люди не сразу осознают, что в городе Екатеринбурге появилась возможность получить диплом в том числе элитного экономического столичного вуза.
— Но совместная образовательная программа — это только платное обучение, причем не дешевое.
— Да, договоренность с Высшей школой экономики изначально была такова, что образование платное, и уровень оплаты существенно превышает, приблизительно в два раза, уровень оплаты в среднем для Екатеринбурга, хотя и ниже, чем в Москве, тоже где-то в два раза. И часто бывает так, что те, кто учатся платно, не уделяют должной энергии образованию. Во многих вузах, надо это честно признать, уровень платных студентов существенно ниже, чем уровень бюджетников. Люди платят деньги, чтобы их ребенок учился, а ребенок особенно не напрягается, — я никогда не мог этого понять.
Но наша программа будет совершенно другой, она будет очень жесткой. Неважно, что ты заплатил много денег — если ты будешь плохо учиться, тебя отчислят безо всяких разговоров, потому что это вопрос престижа.
Чтобы Высшая школа экономики относилась к нам серьезно, мы должны совершенно четко придерживаться этой программы — никакой халявы здесь не будет! Не важно, что вы платите деньги, мы даем вам возможность учиться на очень высоком образовательном уровне, здесь очень хорошие преподаватели — из Москвы и наши, которые пройдут там повышение квалификации. Да и сами студенты на четвертом курсе поедут в Москву, и здесь все должно быть сделано именно так, чтобы это была учеба. Надо, чтобы качество тех студентов, которых мы готовили три года, было полностью сравнимо с теми, студентами, которые учатся в Москве.
— Кого будут готовить в рамках совместной образовательной программы? Выпускники экономических факультетов — это, как правило, сотрудники банков, крупных корпораций, инвестиционных компаний, но практически не происходит воспроизводства научных кадров, в системе высшего образования остаются считанные единицы. Можно ли надеяться, что совместная программа будет направлена на решение этой проблемы?
— Это обязательно должно быть. Если у какого-то вуза такой работы не ведется, значит вуз просто сам себя загоняет в могилу. Что с ним будет через несколько лет? Вопрос воспроизводства собственного кадрового потенциала должен быть на первом месте у любого вуза. И я думаю, что все вузы этим озабочены, естественно, и мы не исключение. Экономический факультет у нас давно уже осознал это, и такая работа ведется.
Проблема в другом — когда мне кто-то говорит, что молодежь не хочет работать в вузе, я не согласен с этим категорически. У меня очередь соискателей на несколько лет, у меня принимать некуда, аспирантура у меня отличная, всех бы отправил преподаванием заниматься. Хотят, на самом деле, работать — это интересно, время есть для саморазвития, для занятий наукой. У нас преподаватели ездят на стажировки за рубеж в большом количестве — и отлично! Это реклама нашего вуза, и они много нового там узнают, и это правильно. Я думаю, что экономический факультет здесь ведет совершенно правильную политику. Мне кажется, что если у нас работа будет идти именно так, как есть, то все будет хорошо, и будет самовоспроизводство — они будут расти, молодые становится кандидатами, докторами, а через несколько лет, может быть, у нас весь факультет из докторов будет состоять.
У нас в среднем по университету нет кадровой проблемы, кадровая проблема впереди. На разных факультеты — по-разному, есть факультеты, где очень много молодежи, есть факультеты, где много молодежи на внебюджетных ставках. Есть факультеты, которые говорят, что им трудно удержать перспективную молодежь — они защищаются, и уходят, часто туда, где зарплаты выше.
— Но стоит ли получать дорогое платное образование, чтобы потом жить на преподавательскую зарплату?
— Я точно знаю по себе и своему коллективу, по моим ребятам, что когда человек работает в вузе активно и у него хорошо идет наука — он совершенно не бедствует. Глубочайшее заблуждение, что он бедствует! Часто у них другая проблема — у них не хватает времени, чтобы реализовать все те научные проекты, которые у них есть. Это люди, у которых наука на первом месте, они вовлечены в проектное зарабатывание денег на научное развитие, на науку, причем, даже не прикладную, а на фундаментальные исследования. Нечто такое мы сейчас пытаемся создать и на экономическом факультете, организован специальный центр, идет работа по привлечению туда финансирования. Многие люди занимаются тем, что работают сразу во многих местах, ведут занятия в коммерческих вузах… На мой взгляд, это очень неблагодарная работа, я через нее когда-то тоже прошел и бросил, потому что понял, что это трата времени и сил. А с другой стороны, если люди работают в вузе и одновременно, в какой-нибудь бизнес конторе, особенно в такой сфере, как экономика, это может быть только хорошо. У них появляется практический опыт бизнес деятельности, это повышает их качество как преподавателей.
Дмитрий Европин, фото автора
Вам также может быть интересно:
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
ДВФУ и ВШЭ будут готовить кадры вместе
13 апреля в Москве и.о. ректора Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов подписали соглашение о сотрудничестве вузов в сфере образования и науки.
43%
российских компаний сотрудничали с вузами в прошлом году. Интенсивность сотрудничества между бизнес-структурами и учреждениями высшего образования заметно возросла по сравнению с 2012 годом, тогда с вузами взаимодействовали чуть больше 30% компаний.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ
С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.
Кто и как оценит высшее образование?
О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».
ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»
Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.
Образованием недовольны все, но это естественно
Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.
Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?
25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.
Чему учить будущих финансистов и госслужащих?
3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.