Две магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна меняют направление
Слушатели магистерских программ на практических занятиях
С нового учебного года студенты магистерских программ «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях» будут учиться по новому направлению «Медиакоммуникации» — вместо прежней «Журналистики». Это позволит добавить в учебные планы новые предметы и давать студентам более широкий спектр компетенций для работы в сфере медиа. Программа «Мультимедийная журналистика» продолжит готовить магистров по направлению «Журналистика».
Откуда стандарт?
Идея создания нового направления подготовки в высшем образовании «Медиакоммуникации» возникла в НИУ ВШЭ в 2011 году. Были проведены опросы работодателей, работников отрасли, изучен рынок образования в России и за рубежом, после чего удалось выделить компетенции, необходимые бакалаврам и магистрам в сфере медиа.
«Мы руководствовались простым, но невероятно важным принципом, — вспоминает руководитель группы разработчиков, профессор Департамента медиа Анна Качкаева. — Медиакоммуникации как сфера знаний и образ жизни по-прежнему связаны с журналистикой, но сменились почти все роли — и в среде сотрудников СМИ, и в среде специалистов, которые производят медиаконтент для разных технологических сред и креативных индустрий. Движущей силой развития стало преодоление границ между традиционными и новыми медиа, информацией и развлечением, профессиональной и пользовательской журналистикой, источниками и представителями аудитории, авторами и издателями».
«Новый коммуникационный игровой ландшафт с его идеологией досуга и развлечения — это стирание границ между мерой художественного и документального, это реконструируемые и режиссируемые медиасобытия и медиаспектакли: от глобального зрелища Олимпийский Игр в Сочи до трансмедийных сюжетов и сетевых игр и постановок, используемых как маркетинговый инструмент», — говорит руководитель программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» Анна Новикова.
Мы предоставляем нашим выпускникам выбор: пойти в большие медийные компании, встроившись в конвейер; работать в небольших самостоятельных творческих коллективах или даже в одиночку, реализуя идею цифрового авторства, «освобожденного» от посредников между творцом и потребителем
Впрочем, выпускники прежних лет тоже учились не зря (программа «Менеджмент в СМИ» даже получила аккредитацию Ассоциации менеджеров России, что свидетельствует о ее признании работодателями). Другой вопрос, что многие из них, получив диплом, недоумевали, какое отношение имеет записанная в нем квалификация «Журналист» к их реальной специализации по управлению и экономике в СМИ или же по продюсированию аудиовизуального контента, мультимедийных приложений, медиапроектов.
«Конечно, и в рамках стандарта по направлению «Журналистика» нам удавалось формировать у выпускников программы «Менеджемент в СМИ» аналитические и управленческие компетенции, а у выпускников программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» — компетенции творческие и технологические, — подчеркивает Анна Новикова. — Но все-таки окончательного ухода от традиционной журналистики, какой она сформировалась в ХХ веке, в другую технологическую эпоху не происходило».
Разработав проект стандарта, Высшая школа экономики предложила Минобрнауки России включить его в перечни направлений подготовки высшего образования, что и было сделано 30 марта 2015 года.
Что изменится?
В связи с переходом на новый стандарт были пересмотрены учебные планы обеих магистерских программ.
В обеих программах теперь есть набор общих курсов, необходимых любому сотруднику сферы медиа: «История и теория медиа», «Экономика медиа», «Правовые аспекты медиа и технологии медиапроизводства». Студенты программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» с этого года будут осваивать азы менеджериального анализа и общий курс о том, какие медиатехнологии используются в различных медиаплатформах. Раньше это делали только студенты программы «Менеджмент в СМИ», поясняет руководитель программы «Менеджмент в СМИ» Илья Кирия.
Расширяется блок дисциплин, связанных с будущей специализацией магистров: студенты программы «Менеджмент в СМИ» будут глубже изучать вопросы управления, а студенты «Медиапроизводства в креативных индустриях» сосредоточатся на продюсировании медиаконтента для различных сред — не только аудиовизуальной, но и звуковой, мультимедийной, трансмедийной. В первой программе усиливаются курсы «Медиаменеджмент», «Медиамаркетинг» и «Управление медиапроектами», во второй — Аудиовизуальное продюсирование», «Мультимедийное продюсирование», «Звуковые среды и музыкальное продюсирование».
Для студентов обеих магистерских программ предусмотрены курсы по выбору, позволяющие формировать индивидуальную траекторию: например, заниматься созданием цифровых книг, приложений для смартфонов, инфографики, работать с большими данными, создавать контент для виртуальных музеев, разрабатывать сценарии видеоигр и другое.
Универсальные журналисты
«Журналисты от таких изменений тоже не проиграют, — говорит руководитель программы «Мультимедийная журналистика» Александр Архангельский. — На их программе с этого года больше внимания будет уделено собственно работе с текстом — причем не только и не столько привычному написанию новостей, но и подготовке аналитических текстов (экономических, научно-популярных, критических и т.д.). Ставка сделана на мультимедийное и многопрофильное мышление: нужно чувствовать разницу между текстами, написанными для разных технологических сред и платформ, уметь сходу «перекодировать», «перекоммутировать» свой стиль, по-другому построить текст. Современная медиаиндустрия требует от журналистов более универсальных навыков — работы над сценарием и текстами для программ разных форматов, создаваемых на различных платформах — от мультимедийных лонгридов и веб-документалистики до сериалов. Особенно важна для современной журналистики, повсеместно испытывающий кризис идентичности, социальная ответственность - вот почему в программе по журналистике будет сделан акцент на обсуждение вопросов этики, профессиональных стандартов, медиаобразования».
Студенты всех магистерских программ, как и полагается на творческих факультетах, получат возможность создавать команды, где каждый будет оттачивать свои компетенции, дополняя друг друга: журналисты — писать сценарии и тексты, продюсеры — организовывать и проводить съемки и монтаж. Лучше понимая специфику своей специальности, им будет легче находить общий язык с другими членами творческого коллектива.
«Мы предоставляем нашим выпускникам выбор: пойти в большие медийные компании, встроившись в конвейер; работать в небольших самостоятельных творческих коллективах или даже в одиночку, реализуя идею цифрового авторства, «освобожденного» от посредников между творцом и потребителем, — говорит Анна Новикова. — Такая свобода выбора жизненной стратегии может быть достигнута только благодаря глубоким знаниям и отличному владению ремеслом».
Несмотря на изменение направления подготовки двух программ, требования к абитуриентам в этом году не меняются. Отбор ведется на основе портфолио и результатов вступительного экзамена по английскому языку. На каждой из трех программ предусмотрено по 25 бюджетных и по 5 платных мест.
Архангельский Александр Николаевич
Руководитель программы «Мультимедийная журналистика»
Качкаева Анна Григорьевна
Профессор Департамента медиа
Кирия Илья Вадимович
Руководитель программы «Менеджмент в СМИ»
Новикова Анна Алексеевна
Руководитель программы «Медиапроизводство в креативных индустриях»
Вам также может быть интересно:
«Поездка в Индию станет экзаменом для каждого»
С 28 октября по 9 ноября 2023 года студенты НИУ ВШЭ примут участие в международной стажировке от Lovely Professional University (LPU), одного из крупнейших вузов Индии. Программа обмена предназначена для студентов бакалавриата «Медиакоммуникации» и магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Итогом проекта станет создание документального фильма об Индии, который учащиеся Вышки снимут совместно со студентами LPU.
«После дедлайна»: Школа коммуникаций ВШЭ запустила собственное бренд-медиа
О самом интересном в индустрии Школа коммуникаций НИУ ВШЭ расскажет в своем бренд-медиа — шоу «После дедлайна». Это подкаст и видео для профессионалов и тех, кто только хочет научиться управлению информационными потоками. Ведущая — Анастасия Урнова, доцент ВШЭ, телеведущая, PR-специалист.
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала ключевым партнером проекта «Медиакласс в московской школе»
С 1 сентября в 66 столичных школах открылись предпрофессиональные классы, где собираются готовить будущих журналистов, специалистов по связям с общественностью, медиаменеджеров и вообще людей, которые умеют работать с информацией, упаковывать ее в разные современные форматы. На базе лаборатории медиакоммуникаций в образовании ВШЭ разработала курсы для школьников. Кроме того, на базе лаборатории будут обучаться учителя, которым предстоит вести курсы для старшеклассников.
«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»
Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.
«День открытых дверей»: где учатся журналисты, пиарщики и рекламисты
Студенческие телестудии, арт-объекты, примеры эффективной рекламы и заголовки из «Коммерсанта» на стенах — экскурсию по зданиям, где учатся специалисты медиа-индустрии и сферы коммуникаций, в проекте «День открытых дверей» проводят студенты 2 курса образовательной программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» Тамара Никизад и Наталья Непомнящая, а также студентка 1 курса образовательной программы «Журналистика» Дарья Силкина.
Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя
Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям, организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.
Студенты ВШЭ организовали мобильные пресс-службы для московских библиотек и культурных центров
25 декабря на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ прошла презентация проектов 12-ти мобильных студенческих пресс-служб, два месяца работавших с московскими учреждениями культуры. Пресс-службы были организованы студентами четвертого курса департамента интегрированных коммуникаций в рамках обязательной учебной дисциплины «Медиарилейшнз» образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Многих заказчиков настолько впечатлили полученные результаты, что они планируют продолжить сотрудничество со студентами.
Медиаграмотность так же необходима, как умение читать
6 марта на факультете медиакоммуникаций ВШЭ завершилась Международная научно-практическая конференция «News Literacy и проблемы современного медиаобразования».
Специалист в области масс-медиа должен быть универсалом
Недавно в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования добавилось новое направление — «Медиакоммуникации». Кто такие специалисты по медиакоммуникациям и зачем они нужны в сфере масс-медиа, рассказал один из разработчиков образовательных стандартов нового направления, заместитель декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия.
Рекламные возможности звука
28 ноября при поддержке факультета медиакоммуникаций ВШЭ прошел Пятый конгресс по аудиобрендингу. Эксперты со всего мира обсудили последние тренды и инновации в области использования звука в качестве элемента рекламы, коммуникации и брендинга, а также условия развития бизнеса в России. Каковы основные итоги конгресса?
Новикова Анна Алексеевна
руководитель программы «Медиапроизводство в креативных индустриях»