• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Многомерность профессиональных знаний

Декан факультета права ГУ-ВШЭ Евгений Салыгин рассказывает о специфике юридического образования в Высшей школе экономики и подготовке к приему студентов в этом году.

— Евгений Николаевич, на всех факультетах ГУ-ВШЭ уже началась подготовка к приему абитуриентов. Расскажите, пожалуйста, какими вы и ваши коллеги хотели бы видеть своих будущих студентов.

— Мы заинтересованы в студентах, не только мотивированных в получении правового образования, но и с хорошим уровнем общей подготовки и культуры, с глубокими гуманитарными интересами. Дело в том, что законодательство меняется очень быстро, некоторые отрасли права и правовые институты иногда просто исчезают, и в наше время оставаться узко ориентированным на какую-то одну сферу юридической деятельности недостаточно. Это чревато тем, что в какой-то момент данный вид деятельности перестанет быть востребованным. Нам бы хотелось видеть своих студентов гибкими и подготовленными к общественным переменам подобного рода. Мыслить, анализировать, рассуждать, сравнивать, постоянно обучаться и профессионально развиваться — вот чему должен научиться студент, чтобы стать успешным. Хотелось бы, чтобы наши студенты овладели так называемыми мета-навыками — умели расставлять приоритеты, работать в команде, реализовывать проекты, общаться, потому что при всех видах деятельности эти деловые качества чрезвычайно важны и востребованы.

— Чем образовательная программа вашего факультета отличается от программ других юридических вузов?

— Если сравнивать образование ведущих юридических вузов с тем, которое дается у нас, то четкие отличия видны по ряду направлений. Наше обучение — экономико-правовое, ориентированное на лучшие зарубежные модели обучения, сочетающие фундаментальную подготовку с освоением умений и навыков практической деятельности.

У нас немало курсов, связанных с изучением экономики. Мы обучаем студентов не только тому, как наше законодательство регулирует те или вопросы, но и как оно практически действует в экономике, каковы особенности применения правовых норм, в каком направлении законодательство будет развиваться. Мы активно привлекаем к преподаванию практикующих юристов из международных и российских компаний, которые ведут занятия со студентами, опираясь на свой реальный опыт.

У нас большой выбор специализаций, и у студентов есть возможность после изучения базовых курсов, постепенно определиться, какая именно профессиональная деятельность представляет для них наибольший интерес. На факультете очень сильно представлено сравнительно-правовое направление. По многим дисциплинам ведется изучение не только российского права, но и зарубежного. Мы предоставляем возможность нашим студентам участвовать в международных юридических конкурсах, стажировках, понимая, как важен и полезен такой опыт.

— Существуют ли у вас какие-то новые, особые формы обучения студентов?

— Фундаментальные курсы, такие как теория государства и права или конституционное право, не говоря уж о гражданском или предпринимательском праве, включают в себя ряд особых форм обучения, в том числе — игровые судебные процессы, творческие письменные работы, научные семинары и заседания, case study или кейсы. Вообще-то кейс как активная форма обучения используется очень широко в разных отраслях знания. В юриспруденции эта форма является традиционной и очень продуктивной. За основу берется конкретное судебное дело, по которому уже вынесено решение, и подробно анализируются все его важные аспекты. Несмотря на то, что суд уже поставил в деле точку, практически всегда остаются возражения сторон, аргументы и контраргументы, которые суд принял или не принял при рассмотрении. Преподаватель, возвращаясь вместе со студентами к этим делам, пытается осмыслить все сильные и слабые стороны дела и глубоко и всесторонне проанализировать реальное судебное разбирательство. Одним из заданий для студентов может стать подготовка возражений, апелляции по конкретному делу, иску или обсуждение гипотетической ситуации — как можно было бы повернуть ход дела, если бы суду был представлен какой-то новый документ. Здесь часто происходят острые дискуссии и вообще много интересного, а наша судебная практика предоставляет неисчерпаемый запас кейсов для детального разбора со студентами.

Все больше наших студентов вовлекаются в работу так называемой юридической клиники, где они оказывают бесплатную юридическую помощь москвичам. Мы заключили договор о сотрудничестве с Московским отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», и нам выделили помещение в здании, где ведут прием депутаты городской и государственной Думы. И там же под руководством преподавателя Константина Филимонова работают наши студенты. Этот проект поддерживает префектура Центрального административного округа Москвы. Мы недавно начали эту практику и сейчас пытаемся наладить отношения с социальными работниками, потому что здесь очень важно встроиться в систему и найти некий общий язык, чтобы оказывать реальную, адресную помощь социально незащищенному населению. Когда мы даем конкретные юридические советы по пенсиям или начислению коммунальных услуг, мы должны видеть, как это воспринимается социальными службами города и чем они могут ответить на подобного рода консультации. Пока мы работаем как неформальная, инициативная группа, но твердо намерены развивать это направление, потому что оно является важной формой практического обучения студентов.

— Повлияло ли присвоение ВШЭ статуса национального исследовательского университета на объем, качество или направление исследовательских работ на факультете?

— Высшая школа экономики предлагает немало стимулов для того, чтобы студенты занимались научно-исследовательской деятельностью: это и повышенные академические стипендии, и гранты, и стипендии различных фондов. Поскольку одно из обязательных условий получения стипендии — наличие публикаций, мы ежегодно издаем сборники студенческих работ и журнал по сравнительному правоведению. Кроме того, студенты принимают участие в кафедральных проектах и публикуют результаты в сборниках, принимают участие в работе клуба «Право и информационное общество». Все это позволяет расширить их возможности, обеспечивает многомерность профессиональных юридических знаний.

— На сайте вашего факультета перечислены зарубежные университеты, с которыми у вас установлены партнерские отношения. Насколько они продуктивны? Работает ли схема обменов и стажировок для студентов, аспирантов и преподавателей?

— Список зарубежных университетов-партнеров постоянно увеличивается. К Сорбонне, Кельнскому и Люксембургскому университетам в прошлом году добавились еще несколько европейских школ, в которых пять наших преподавателей прошли научную стажировку. Мы активно участвуем в международных академических событиях, и у нас завязались партнерские отношения со Страсбургским и Кембриджским университетами. Но на этом пути есть и серьезные проблемы. Право — сугубо национальная область, и все обучение сконцентрировано на исследовании национальной специфики. Чтобы изучить право другой страны, разобраться в юридических тонкостях, терминологии и конструкциях требуются и гигантские усилия и масса времени, а успех все равно не гарантирован. А если говорить о стажировке в России наших зарубежных коллег, то проблема в том, что практически вся литература по праву — на русском языке, и преподавание идет исключительно на русском. Тем не менее, мы двигаемся в этом направлении и готовим совместные исследовательские проекты. Сейчас мы работаем с вузом-партнером Париж-1 Пантеон-Сорбонна над проектом по сравнительному анализу конкурентного права Франции и России, а завершится это совместное исследование конференцией в Москве уже в этом году. Форум будет посвящен Году Франции в России. Еще два проекта по проведению совместных семинаров мы ведем с Кельнским и Люксембургским университетами. Наши студенты, ориентированные на международное сотрудничество и решение международных проблем, часто сами проявляют инициативу и поступают на зарубежные магистерские программы партнерских университетов.

— Каков критерий отбора студентов в магистратуру факультета? Отдаете ли вы предпочтение «своим», то есть бакалаврам и специалистам Вышки или на равных принимаете выпускников других вузов?

— Мы предоставляем равные права всем заинтересованным обучаться в магистратуре, и никаких приоритетов не устанавливаем. Более того, на начальном этапе мы даже не выясняем, имеет ли тот или иной конкурсант юридическое образование. Кстати, в этом году впервые на одну из магистерских программ — «Публичное право» — будет письменный экзамен, так что некоторых абитуриентов мы не увидим до принятия решения о зачислении. Обычно же мы видим своих будущих магистрантов на устном экзамене и оцениваем только ответы на экзаменационные вопросы. Ставим оценки по 20-балльной шкале, и только потом, при зачислении, рассматриваем пакеты необходимых документов и часто видим, что к нам идут и юристы, и не юристы. Мы понимаем, что, с одной стороны, не юристам будет сложнее учиться, но с другой стороны, по некоторым программам они могут получить просто уникальные компетенции на стыке их базового бакалаврского образования и нашего юридического. Мы именно на это и рассчитываем. К примеру, специалист в области информационных технологий с глубокими юридическими знаниями или экономист с правовым образованием всегда будут востребованы на рынке труда.

— Что вы думаете о выпускниках факультета и их карьерных возможностях?

— Когда мы пытались создать некий собирательный образ-модель нашего выпускника и определить, какими компетенциями он обладает после окончания университета, то пришли к выводу, что наш выпускник в каком-то смысле уникален. С одной стороны, он получает фундаментальные знания, без которых немыслимо классическое юридическое образование. Эта фундаментальность достигается за счет последовательного и логичного обучения целому ряду дисциплин: от истории, философии, экономики, социологии — к отраслевым специальным наукам. С другой стороны, привлекая практиков к преподаванию у нас на факультете, включая изучение и анализ конкретных проблем в образовательный процесс, предлагая студентам мастер-классы ведущих специалистов страны и с первого курса вовлекая студентов в исследовательскую работу, мы даем им ориентированные на практику знания. Мы вооружаем студентов образованием, необходимым для аналитической работы.

Большинство наших выпускников идут работать не в государственный сектор и не в правоохранительные органы или суды, а в бизнес. Мы видим, что они мотивированы не на постепенное выстраивание карьеры там, где все зависит от выслуги лет или безупречной исполнительности. Мы знаем, что им интересна живая юридическая практика в постоянно меняющихся условиях. Они заинтересованы работать в таких компаниях и организациях, в которых нужно проявлять свой интеллект, свои способности.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.

Вышка увеличивает количество платных мест на самых востребованных программах магистратуры

В этом году в связи со значительным приростом числа абитуриентов Ученый совет университета решил увеличить количество платных мест на самых популярных программах магистратуры. При этом недобравшие несколько баллов для поступления на бюджет смогут рассчитывать на 25-процентную скидку на оплату обучения.

Абитуриенты из разных регионов России рассказали о своих ожиданиях от предстоящего переезда в Москву

Каждое лето после сдачи ЕГЭ и празднования выпускных в Москву съезжаются тысячи абитуриентов со всех уголков страны. Поступление в столичный вуз — для многих давняя мечта, но осуществление ее дается нелегко. Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» поговорили с некоторыми абитуриентами, которые решили уехать из своего родного города, чтобы учиться в Москве.

5094

абитуриента подали заявления в магистратуру Вышки в этом году. Это в полтора раза больше, чем в 2014.