Студенты ЦПИС ВШЭ представили свои исследования на международной конференции в Томске
В Томском политехническом университете (ТПУ) прошла III Международная научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов» . Ее посетили учащиеся из 57 стран мира, и среди них четверо студентов программы Центра подготовки иностранных слушателей НИУ ВШЭ. Александра Богдановска и Роберто Андрес Перес Торрес ездили в Томск, еще два студента HSE Preparatory Year — Лоренцо Труфоло из Италии и Лапавее Саракосала из Таиланда — подключились к конференции онлайн из Москвы.
Наибольшее число представителей приехало из Китая — 143. На втором месте по количеству участников — Нигерия (12), далее Сирия и Вьетнам (по 9), а также Египет и Ирак (по 8 участников).
Темы, которые обсуждают иностранные студенты в этом году, находятся на пике актуальности и относятся к таким направлениям, как искусственный интеллект и робототехника, рассказала Нина Шахова, доцент отделения русского языка Томского политехнического университета. Она отметила, что несколько работ были посвящены, в частности, задачам распознавания изображений для медицинских целей, а также охраны лесов, повышения безопасности, кроме того, было много работ по исследованию новых материалов.
«В секции на английском языке студенты традиционно обсуждают вопросы ядерной энергетики. Активно обсуждаются на конференции вопросы лингвистики, литературы и социально-экономических наук, — говорит Нина Шахова. — Основные задачи нашей конференции — это поддержка научной и творческой инициативы иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в российских и зарубежных вузах, а также развитие интернациональной поликультурной образовательной среды на базе Томского политехнического университета».
Доклад Александры Богдановской «Этноцентризм в условиях (не)приятия последствий Охридского рамочного соглашения среди македонских студентов разной этнической принадлежности» был отмечен дипломом I степени.
Александра Богдановска, 23 года, Северная Македония
«Я учусь на подготовительном курсе НИУ ВШЭ “HSE Preparatory Year”, а в следующем году планирую поступать на магистерскую программу “Консультативная психология. Персонология”. Я выбрала учебу в Вышке, потому что здесь есть очень хорошая программа по персонологии и психологии личности. Личность как сложный феномен — чрезвычайно привлекательная научная тема для меня. Я уверена, что впереди меня ждут два учебных года, наполненных энергией, интеллектуальной работой и удовольствием.
В сибирском Томске я решила представить научную работу, которую подготовила в последнем семестре учебы в бакалавриате, то есть менее года назад. В моем исследовании приняли участие 155 студентов македонских государственных университетов, а его целью было проследить, как в зависимости от этнической принадлежности меняется этноцентризм и отношение к последствиям Охридского рамочного соглашения (мирного соглашения, положившего конец военному конфликту между албанцами и македонцами в 2001 году). Также были кратко рассмотрены психологические последствия военного конфликта для молодежи.
На данный момент мои впечатления от учебы в России исключительно положительные. У нас действительно высокий темп обучения, и мне нравится быть частью чрезвычайно продуктивной и высококонкурентной среды, которая мотивирует меня учиться лучше и лучше. Мне нравится, что практически у всех преподавателей индивидуальный подход к студентам — они следят за тем, как каждый из нас усваивает материал. Семинары и лекции построены динамично: процесс обучения интерактивный, студенты активно участвуют в занятиях. Мне бывает трудно точно и развернуто изъясняться по-русски, но (по крайней мере в академической среде) у меня складывается впечатление, что у местных хватает терпения уделять мне столько времени, сколько мне нужно.
Мне комфортно говорить по-русски, и я рада, что понимаю почти все, что говорят носители русского языка
Я сама из славянской страны, и мой родной язык,македонский, — тоже славянский, и я считаю, что одного года обучения русскому языку достаточно для повседневной жизни, но этого может быть недостаточно для академической работы. Было бы хорошо иметь возможность продолжать изучать русский язык уже после начала учебы на программах основного образования».
Роберто Андрес Перес Торрес, 20 лет, Сальвадор
«Я из города Сан-Сальвадор, столицы латиноамериканского государства Сальвадор. Выбирая вуз в России, я попросил своих русских друзей посоветовать университет, и они оба порекомендовали Вышку. Я поискал информацию об университете и решил, что это хороший вариант, так как ВШЭ предлагает программы высокого уровня, имеет хороший международный рейтинг. Мне также особенно понравилась одна программа, на которую я буду поступать в следующем учебном году.
На мой взгляд, Высшая школа экономики — отличный университет, который к тому же оказывает существенную поддержку иностранным студентам. Везде в университете я встречаю дружелюбное отношение: не только в академической среде, но и в спортивных секциях, в общении с русскими и вообще со всеми ребятами, с которыми приходится иметь дело.
Я планирую поступать на программу в области психологии, и мое исследование было в этой сфере. Мой доклад посвящен процессу социализации иностранных студентов, обучающихся на подготовительном отделении ВШЭ в 2022/23 учебном году, в первые месяцы их пребывания в Москве. Мне было непросто выполнить эту работу и представить ее на конференции. Не только потому, что доклад был на русском языке, но и потому, что я впервые работал с подобным заданием. К счастью, замечательная однокурсница, с которой мы вместе ездили на конференцию, помогла мне и подсказала, как действовать дальше. Кроме того, меня поддерживал один из лучших преподавателей подготовительного отделения, помог мне с терминологией.
Я приехал в Россию семь месяцев назад, и мне много раз задавали один и тот же вопрос: почему именно Россия? Я искренне верю, что в жизни бывают моменты, когда возможности появляются у вас на пороге, и тогда ваша задача — выбрать: рискнуть или остаться в знакомой обстановке. Я выбрал первый вариант. Я выбрал Россию, потому что она хорошо развита в той научной области, которую я буду изучать, имеет интересную историю и поддерживает иностранных студентов. В общем, я не жалею. Это был отличный опыт, и я встретил здесь разных и замечательных людей. Я уже побывал в четырех городах и могу сказать, что в России есть много разного и привлекательного. Русский язык кажется мне хоть и сложным для изучения, но интересным. Это еще одна причина, по которой я выбрал Россию. Сейчас у меня уровень языка В1 благодаря моей собственной работе, практике, но главное — благодаря Центру подготовки иностранных слушателей и моим замечательным учителям».
Александра Назарчук
Главная задача подготовительного курса — не только научить иностранного студента владеть русским языком, но и познакомить его с русскоязычной коммуникативной средой, в особенности с академической, отметила Александра Назарчук, директор ЦПИС ВШЭ. Участие слушателей подфака ВШЭ в научных конференциях наравне с другими студентами из вузов РФ дает им возможность не только познакомиться с Россией и людьми, но и, что называется, на других посмотреть и себя показать — попробовать свои силы в реальной академической среде, почувствовать себя полноправным участником студенческого сообщества, считает она. «Наши слушатели уже побывали на конференциях в Нижнем Новгороде, Туле, Томске. Хотим в скором времени сами выступить организаторами конференции для иностранных студентов подготовительных отделений университетов России», — поделилась Александра Назарчук.
Центр подготовки иностранных слушателей поддерживал студентов на всех этапах. Преподаватели предмета «русский язык — специальность» редактировали работы студентов и помогали подать заявку на участие. Сотрудники центра были на постоянной связи с коллегами в Томске, а также вели общий чат для решения организационных вопросов.