Комплексный подход к безопасности
3 июня в ГУ-ВШЭ с лекцией выступил президент международного Пагуошского движения Джаянта Дханапала. Лекция была посвящена перспективам заключения новых соглашений в области ядерного вооружения, но фактически касалась основных проблем современной международной безопасности.
Джаянте Дханапале 71 год, он гражданин Шри-Ланки и в настоящее время занимает пост президента международного Пагуошского движения ученых (Pugwash Conferences on Science and World Affairs). Движение, объединяющее ученых из разных стран мира, занято разработкой путей ядерного разоружения, и его деятельность была отмечена Нобелевской премией мира 1995 года.
Дханапала долгие годы работал в министерстве иностранных дел Шри-Ланки, занимал посты посла Шри-Ланки в Китае, США и некоторых других странах. В 1995 г. он председательствовал на конференции по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), результатом которой стало превращение ДНЯО в бессрочный договор. В 1998—2003 гг. Дханапала стал заместителем генсека ООН по вопросам разоружения, в 2004—2005 гг. возглавлял Секретариат ООН по координации мирного процесса. В 2006 г. он участвовал в выборах нового генерального секретаря ООН, но победу тогда одержал южнокореец Пан Ги Мун. И вот сегодня президент Пагуошского движения выступает в Москве.
"Мы вступили в эру, когда нет альтернативы миру, поскольку все достижения человечества могут быть уничтожены ядерным оружием", — сказал г-н Дханапала в начале своего выступления. Он подчеркнул, что весь мир ожидает итогов новых российско-американских переговоров по сокращению ядерных вооружений, развернутых после вступления в должность нового президента США Барака Обамы. На Россию и США приходится более 95% общего числа ядерных зарядов в мире, подчеркнул он.
В современных условиях задачи безопасности не могут решаться в отрыве от проблем экономического развития и прав человека, полагает г-н Дханапала. И центральную роль в этих усилиях должна играть Организация Объединенных Наций, с рождением которой появился шанс на введение международных отношений в четкие правовые рамки. Пока что отдельные государства способны применять силу наперекор мнению международного сообщества и без санкции ООН, что и было продемонстрировано американским вторжением в Ирак в 2003 г., признает Джаянта Дханапала.
Но это говорит не столько о недостатках ООН, сколько о недостатках государств-членов организации, считает он. К тому же, платой за односторонние действия для США стала волна осуждения во всем мире. Для повышения эффективности ООН президент Пагуошского движения считает необходимым расширение рамок миротворческих операций и расширение полномочий миротворцев на применение оружия. От простых операций по поддержанию мира необходимо переходить к "миростроительству" — созданию дееспособных институтов на охваченных конфликтами территориях.
В 2007 г., по данным Стокгольмского института проблем мира (SIPRI), на Земле произошло 14 военных конфликтов, сказал г-н Дханапала. Данные за 2008 г. SIPRI еще не публиковал, но очевидно, что к ним прибавится еще один — российско-грузинский конфликт. По оценке докладчика, начало этого конфликта связано с действиями грузинского президента Михаила Саакашвили, нанесшего военный удар по Южной Осетии, который он пытался объявить превентивным. Его действия привели к превращению замороженных конфликтов в Южной Осетии и Абхазии в активные и снизили шансы на их мирное разрешение. Определенные возможности для решения этих конфликтов могут возникнуть после того, как в Грузии сменится руководство, предполагает он.
Почти все нынешние конфликты (за исключением чеченского) происходят на территориях развивающихся стран, большинство из них в Азии. Многие из этих конфликтов — наследие колониальных времен, например конфликт на Шри-Ланке и противостояние индийцев и коренных фиджийцев на Фиджи. Конфликты подогреваются активной торговлей оружием, в которую вовлечены многие развитые и некоторые развивающиеся страны. В 2003—2007 гг., по данным SIPRI, на США приходилось 31% мировых продаж оружия, на Россию 25%, на Германию — 9%.
Суммарные военные расходы в мире составляют около $1,39 трлн., или около $200 в расчете на душу населения планеты. Это происходит в условиях, когда около 1 млрд. жителей Земли живут менее чем на доллар в день. Безопасность, основанная на оружии, эфемерна, а главное внимание должно уделяться экономике и человеческому развитию, убежден г-н Дханапала.
Он не согласен с популярной в США теорией о том, что демократии редко или никогда не воюют друг с другом. Главный вопрос в отсутствии четких критериев того, что считать демократией. Только многопартийную политическую систему современного западного образца? Подпадают ли под это определение однопартийные системы? А страны, где партий настолько много, что утрачена возможность эффективного госуправления? На современном этапе роль идеологий ушла в прошлое, а военные конфликты вызываются в основном противоречием национальных интересов и ростом этнического национализма. В качестве примера последнего г-н Дханапала привел Косово, отметив, что Шри-Ланка, как и Россия, не признает суверенитета этой отколовшейся территории Сербии.
Предотвращению военных конфликтов могло бы способствовать экономическое развитие, но страны, которые уже вовлечены в конфликты, лишены возможности эффективно развиваться, поскольку цена современной войны очень велика. Таким образом, возникает замкнутый круг.
События, подобные геноциду в Руанде 1994 г., породили концепцию гуманитарной интервенции, в рамках которой международное сообщество обязано вмешаться в ситуацию и предотвратить преступления против человечества. Подобные идеи в 1990-е гг. выдвигались движением "Врачи без границ", которое возглавлял тогда нынешний министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Но на практике они встретили серьезное сопротивление многих развивающихся стран, опасавшихся возврата к старым колониальным практикам.
Вопросы современной ядерной безопасности, по мнению докладчика, зависят как от успеха российско-американского диалога, так и от выработки единого международного подхода к проблеме. Пакистан и Индия были фактически вознаграждены за проведенные ими в 1998 г. ядерные взрывы, поскольку в дальнейшем США сблизились с обоими государствами, а с Индией заключили соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере.
Коснувшись текущей ситуации вокруг ядерного оружия КНДР, г-н Дханапала отметил, что Северная Корея — изолированное государство, руководство которого имеет искаженное представление о ситуации в мире. Северокорейское руководство действительно ощущает угрозу со стороны США и хотело бы получения политических гарантий безопасности через признание со стороны Вашингтона. Администрация президента США Билла Клинтона в 1990-е годы подошла вплотную к прорыву в отношениях с КНДР, но президент Джордж Буш, прийдя к власти в 2001 г., вскоре произнес свою катастрофическую речь об "оси зла", к которой отнес Пхеньян. Этим отношения с Кореей были отброшены на долгие годы назад, и, несмотря на попытки администрации Билла Клинтона в течение его второго президентского срока и последующие усилия администрации Барака Обамы, полностью исправить ситуацию так и не удалось. С деятельностью администрации Обамы Джаянта Дханапала связывает надежды на прогресс в разрешении и ряда других крупных международных проблем, включая ближневосточную, а также на нормализацию американо-российских отношений.
Василий Кашин
Вам также может быть интересно:
Тренды – 2014 в сфере безопасности
Директор Института проблем безопасности НИУ ВШЭ Александр Юрченко рассказывает о том, как будут развиваться события в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в наступающем году.
Безопасность бизнеса и не только
Закончились занятия общеуниверситетского факультатива «Безопасность предпринимательской деятельности», который проводился в Вышке впервые. В новом учебном году он будет продолжен и дополнен курсами по другим аспектам безопасности. Комментирует директор Института проблем безопасности ВШЭ Александр Юрченко.
Дружба между пилотами снижает безопасность полета
Отказ от сдельной оплаты труда пилотов и от использования стабильных комбинаций летчиков при полетах может повысить безопасность авиаперевозок. Исследование Антона Наконечного.
Порфирьев Б.Н., Катцов В.М., Рогинко С.А. Изменения климата и международная безопасность. М.: РАН, Отделение общественных наук, 2011
Работа является первым в отечественной научной литературе системным исследованием проблемы изменений климата и их последствий в контексте обеспечения международной безопасности.
Осведомлен, значит — вооружен
В Высшей школе экономики создан Институт проблем безопасности (ИПБ). Об институте, в составе которого будут действовать научно-исследовательский центр и кафедра проблем безопасности, а также о новом общеуниверситетском факультативе по безопасности бизнеса рассказывает директор ИПБ Александр Юрченко.
«Есть куда расти»
27 января Ученый совет ВШЭ обсудил присоединение к Вышке Московского государственного института электроники и математики, утвердил правила приема в университет на 2012 год, подвел итоги работы аспирантуры и кадрового резерва вуза в минувшем году и принял ряд организационных решений.
Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум. М.: КноРус, 2011
Книга содержит материал, обеспечивающий проведение практических, лабораторных, семинарских занятий, и курсовое проектирование по основам построения и функционирования современных операционных систем.
Иран и уран
5 декабря перед студентами ВШЭ с лекцией «Иранская ядерная программа: последствия для режима нераспространения» выступил профессор Института исследования мира и политики безопасности Гамбургского университета Оливер Майер.
Изучая влияние интернета на мир
27-30 сентября в Кении прошел ежегодный Internet Governance Forum Организации Объединенных Наций (известный в России как Форум управления интернетом). В работе одной из секций форума приняли участие эксперты Высшей школы экономики.
Об унификации дверных замков
Президент Медведев подписал 13 июля закон о внесении изменений в законодательство в связи с принятием закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Теперь на очереди 152-й ФЗ «О защите персональных данных», одобренный Госдумой 5-го июля. Однако в отрасли считают, что 152-ФЗ лишит российскую IT-индустрию отстатков конкурентоспосбности.