Летняя школа по киберправу
Международная летняя школа по киберправу |
— Ирина Юрьевна, чем был обусловлен международный характер школы? Была ли она как-то связана с конференцией по информационному праву, которую вы проводили в мае?
— Нужно пояснить, что международную конференцию «Право в цифровую эпоху» наша лаборатория проводила уже второй раз, а до этого мы организовывали также международные семинары с участием зарубежных экспертов. Летняя школа логически связана с конференцией, но она ориентирована на несколько другую аудиторию — молодых преподавателей, исследователей, студентов старших курсов. Международная школа проведена, чтобы вовлечь молодых специалистов в зарубежные научные процессы, ознакомить с новыми методиками преподавания на мастер-классах, привить навыки презентаций в международной аудитории. Во всяком случае именно такие задачи мы себе формулировали.
— Как проходил отбор участников на школу?
— Для начала мы заявили приоритетные направления и проблемы, которые предполагалось обсуждать на школе. В частности, это регулирование отношений в интернете, развитие авторского права в странах с разными правовыми традициями, правовая защита персональных данных, правовое регулирование формирования электронного государства. Мы объявили конкурс на участие, причем кандидаты должны были к своим заявкам приложить тексты научных исследований на английском языке — поскольку школа была международной, ее рабочим языком был именно английский. В итоге число заявок в три раза превысило число мест на школе. Отбор мы вели, исходя из соответствия присланных работ заявленным приоритетным направлениям, а кроме того, обращали внимание на оригинальность и новизну исследовательского подхода. В результате в числе участников школы оказались студенты и молодые преподаватели не только ВШЭ, но и других российских и зарубежных университетов. На школу приехали также зарубежные партнеры нашей лаборатории из Франции и Бельгии, коллеги из Великобритании. Все это позволило молодым специалистам не просто обмениваться мнениями по обсуждаемым вопросам с коллегами из других стран, но и налаживать профессиональные связи.
— Как была выстроена программа школы? Кто из приглашенных экспертов на ней выступал?
— Программа школы была очень насыщенной. В первой половине дня проводились две лекции, после обеда — круглые столы, на которых обсуждались презентации участников, а вечером — мастер-классы. Мы стремились представить на школе наиболее актуальные проблемы современной правовой науки, и каждый день был посвящен одной теме — телекоммуникационному праву, вопросам авторского права в цифровую эпоху, правовым аспектам кибербезопасности. Школу открыл Сергей Камолов, заместитель министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, чье выступление вызвало большой интерес.
На школе изучались не только теоретические вопросы, но и практика. С лекциями выступили юристы таких крупных компаний, как IBM, Microsoft, White and Case, Baker Botts LLP. Отдельно хочу отметить и поблагодарить зарубежных экспертов, чьи лекции отличались исключительно высоким уровнем представленного материала — С.Манару (Франция), Б.Коэна (Бельгия), Р.Мур и И.Ллойда (Великобритания).
— Какие из проектов самих участников школы были самыми любопытными? Что в этом плане отмечали эксперты?
— Презентации оценивались как международным профессиональным жюри, так и самими участниками. В результате в первом случае был поддержан проект аспиранта Института государства и права РАН Руслана Нуруллаева, а во втором — проект студента факультета права НИУ ВШЭ Дениса Колесникова. Им вручили призы от компании Microsoft. Кроме презентаций участники представили письменные работы по проблемам легального и нелегального контента в интернете. Лучшие работы по предложению директора по GR «Google Россия» Марины Жунич были переданы в компанию Google для определения окончательного победителя.
— Насколько вообще проблемы киберправа являются сейчас актуальными в России? По вашей оценке, растет ли к ним интерес со стороны студентов и исследователей?
— Интерес к этой проблематике, несомненно, увеличивается — создаются диссертационные советы по информационному праву, вводятся новые лекционные курсы. Но проблема кадров остается, юристы все еще уделяют этой сфере недостаточно внимания. И показательно, что часть заявок на школу была подана молодыми исследователями из неюридических вузов. Мне хочется верить, что наша школа способствовала не только популяризации этого направления, но и расширению представлений участников о глубине происходящих изменений.
— Планируется ли по итогам школы публикация ее материалов или проведение новых исследовательских проектов?
— Материалы школы мы планируем опубликовать на сайте лаборатории. Кроме того, у нас наметились новые совместные проекты с зарубежными партнерами — надеемся, что их результатом станут и новые публикации. Традиционно мы открыты к взаимодействию — лаборатория уже приняла на работу перспективных молодых сотрудников, и я рада, что на школе у нас появились новые друзья, с которыми мы сможем развивать новое направление исследований.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.