«Выпускники Вышки — элита, способная и в России, и за рубежом добиться многого»
Елизавета Витюк — выпускница факультета экономических наук Высшей школы экономики, партнер McKinsey&Company, крупнейшей глобальной компании, занимающейся управленческим консалтингом. Елизавета рассказала новостной службе о своем карьерном пути, о работе консультанта и о задачах, которые ей приходится решать.
Об учебе в Вышке
Высшая школа экономики во многом сформировала меня и определила мой карьерный путь. Я себя идентифицирую как экономиста, но мое образование во многом основано на применении математических методов. Окончив НИУ ВШЭ, я пришла работать в компанию Danone в России — и чуть-чуть во Франции. Последние почти десять лет работаю в McKinsey. Это глобальная консалтинговая компания, которая помогает различным предприятиям, правительственным учреждениям, общественным организациям и даже целым государствам становиться лучше. Конкретно я работаю с клиентами — компаниями сектора потребительских товаров и ритейла. Я основала в McKinsey практику Predictive Growth и являюсь ее лидером. Расскажу более подробно про то, чем мы занимаемся, как помогаем компаниям, используя возможности аналитики, лучше понимать потребителей, и про то, как создавать продукты, которые лучше для них подходят.
Елизавета Витюк
В 2004 году я поступила в Вышку как победительница Всероссийской олимпиады школьников, выбрав бакалавриат факультета экономических наук. Вышка стала для меня открытием с точки зрения широты мышления и методов преподавания. В 2004 году было мало вузов, где реально преподавали современную науку — науку, которая была бы интересной, прикладной и при этом преподавалась бы на достаточно глубоком уровне. Мне повезло: когда я попала в магистратуру, мой научный руководитель, Эмиль Борисович Ершов, помог мне раскопать в себе талант.
Мне навсегда запомнился 2008 год — время кризиса, когда все начало рушиться, а я начала работать. Я ощущала на себе экономический спад: он сказывался на моей семье и на решениях, которые я принимала. Думаю, как бы мне пригодилось тогда, если бы можно было учиться в магистратуре онлайн! Но такой возможности не имелось, и поэтому я каждый вечер быстренько ехала из офиса в Вышку. К счастью, все относились к моим трудностям с пониманием и помогли мне пройти этот путь.
Главное, что мне дала Вышка, — это умение мыслить критически и структурированно. Уровень преподавания был очень высоким, и каждый студент воспринимался как самостоятельный мыслящий индивид, который должен не только что-то заучить, но и реально критически осмыслить. Для меня это явилось самым большим вкладом во всю мою последующую карьеру.
В магистратуре факультета экономических наук на «Математических методах в экономике» я получила довольно сильный фундаментальный аналитический инструментарий, который выстрелил примерно через десять лет — тогда на моем карьерном пути для него нашлось правильное применение. Когда я наконец обрела единомышленников внутри компании, где работала, и мы начали выстраивать методы анализа данных, этот инструментарий пригодился. Я безмерно благодарна всем полученным урокам и по временным рядам, и по теории вероятности.
Думала, этими навыками я никогда не воспользуюсь. Но года три-четыре назад они начали становиться самыми востребованными из всех, которые я вижу на рынке труда
И удивительным образом у меня они уже как раз и были.
Кроме того, Вышка дала мне умение работать с данными. Мир сейчас описывается большими данными. Компании абсолютно одержимы идеей о том, что они могут и должны узнать своих потребителей и подготовить свои продукты и услуги для них намного лучше, чем когда бы то ни было. Это все основано на данных и умении работать с ними — умении просто не бояться их огромного количества и понимать, что какие-то из них отличного качества, а какие-то очень сомнительные и совершенно непригодны для работы.
Еще важная вещь, которой учит Вышка, — это понимать ограничения. Не все можно решить с помощью математики и не все можно описать функциями — нужно включать то самое критическое мышление. Я часто вижу людей, которые почерпнули идеи из умных книжек и потом стали считать, что владеют единственным правильным методом, применимым всегда и везде. Это, увы, не так.
О начале карьерного пути
В Danone я пришла в 2008 году в числе победителей бизнес-игры, в которой мы с однокурсниками решили принять участие, не особо надеясь на серьезный результат. А в итоге мне предложили позицию интерна в Danone. И мне стало интересно попробовать себя в этом качестве. Потом меня взяли в штат, и стало еще интереснее. Область, которую я выбрала, — планирование спроса. В отдел планирования спроса Danone меня и приняли на должность аналитика. Работает это так: Danone, например, производит йогурты, и эти йогурты заказывают магазины — «Пятерочка», маленький магазин, ларек и т.д. И как-то нужно спрогнозировать, сколько какого йогурта нужно произвести и куда доставить.
Все оказалось совсем не таким, как я ожидала. Я думала, все уже достаточно автоматизировано, есть прекрасные алгоритмы, которые работают, и, в принципе, нужно просто улучшать эти алгоритмы и придумывать новые способы анализа. На самом деле на тот момент имелось лишь несколько файлов Excel, которые обновлялись практически вручную. Реальность абсолютно не совпадала с моими представлениями о том, насколько уже используются возможности науки и до чего дошел прогресс.
Я не понимала, как вообще так можно работать, когда вокруг столько полезных данных и цифр, и почему бы все эти данные не проанализировать
Тогда же я столкнулась с понятием use case: несмотря на то что в принципе можно проанализировать все что угодно, важно понимать, где этот анализ будет иметь наибольшую ценность и как ценность анализа соотносится с ценностью затраченного времени. Ведь чтобы все запрограммировать, нужно время, а иногда ситуация меняется настолько быстро, что это теряет смысл. Для меня это был очень важный переход от академической среды (где самым главным было подобрать правильный подход, и дальше все работало само) к среде, в которой нужно сделать выбор, жертвуя чем-то ради чего-то другого. На что выгоднее потратить больше времени — на то, чтобы что-то запрограммировать, или на то, чтобы встретиться с командой маркетинга и обсудить, какие у нее планы на рекламу по телевидению, которая очень сильно повлияет на спрос?
Мне понравилось работать в команде, понравилось общаться и искать единомышленников, ведь очень важно, чтобы люди одинаково понимали приоритеты. Если я построю какую-то потрясающую модель, но при этом никому особо не будет интересен результат, который она выдает, значит, я, наверное, потратила время зря и могла бы вместо этого сделать что-то более полезное. Понимание этого позволило мне достаточно быстро расти в компании: наличие общих целей и приоритетов намного важнее, чем наличие абсолютно правильных и экономически верных решений.
Через несколько лет я стала менеджером по средне- и долгосрочному планированию. Я уже намного больше занималась выстраиванием всего процесса, потому что после того, как я создавала модели, оказывалось, что наличие данных намного важнее какого-то нюанса в выборе методики. Если отдел маркетинга не скажет, когда он планирует анонсировать дополнительную скидку, то можно прогнозировать все что угодно, но спрос вырастет совершенно непредсказуемо. Поэтому я сосредоточила усилия в большей мере на выстраивании правильного процесса, чтобы, например, перед запуском нового продукта обеспечить наличие всех материалов и упаковки, необходимых ресурсов производственных и дистрибуционных мощностей и всего, что нам нужно знать для того, чтобы этот запуск произвести правильно.
О переходе в McKinsey
Последние два года работы в компании я руководила интеграцией Danone и «Юнимилк». Несмотря на отсутствие математических методов, меня действительно захватила эта интенсивная проектная работа, позволяющая получить действительную отдачу и ощутить реальный результат. Я смогла пообщаться с очень разными людьми — от директоров заводов во многих городах России до инвесторов в Париже. Для меня это был новый опыт, который открыл во мне способность к глобальному видению и применению проектного подхода к работе.
Собственно, Danone стал серьезной ступенькой на пути к сегодняшней позиции партнера McKinsey. Я любила культуру компании Danone и свою работу там, но решила сделать следующий шаг и попробовать себя в роли консультанта. Карьеру в McKinsey я начала с должности ассоциата в московском офисе. Думала, будет интересно попробовать заниматься этим делом год или два. И вот спустя почти 10 лет я все еще здесь. За эти годы в McKinsey я выполняла разные задачи: работала и с банками, и с правительством одной из стран СНГ над построением зеленой экономики и уменьшением выбросов в реки и атмосферу, и оптимизировала продажи стали. Все это было достаточно интересно, но мне всегда хотелось попробовать поработать в разных странах — так, чтобы моя работа имела глобальный характер.
На этой карте показаны практически все страны, где я работала. Я долгое время работала в Токио, в начале 2014 года перевелась в нью-йоркский офис, где проработала пять лет, а два года назад переехала в Торонто. За это время я участвовала в работе над десятками, может быть, даже сотнями проектов, работала с людьми из совершенно разных стран, с представителями самых разных культур. Моими клиентами были компании разных отраслей, но я довольно быстро поняла, что хочу вернуться в свой сектор потребительских товаров — к тому, чем я занималась в Danone.
Первая из самых важных для меня вещей, которые я вынесла из опыта этих лет, — это насколько интересно работать с международными клиентами и насколько для эффективной работы команды важна какая-то невербальная культурная составляющая. Поэтому, если у вас есть возможность даже хотя бы читать о вещах, которые происходят за пределами страны, в которой вы в основном живете, а тем более общаться с людьми из других стран и видеть все это своими глазами, используйте такую возможность: это чудесный опыт, который помогает расширить горизонты.
Второй важный момент я поняла после того, как уже немного разобралась в том, чем занимаются консультанты и как выглядит их каждодневная работа. Я поняла, что есть отличная возможность сплотить людей, интересующихся аналитикой, чтобы создавать какие-то новые виды услуг для наших клиентов — услуг, которые бы основывались на понимании и использовании данных, но механизм которых при этом был бы доступен всем, а не только дата-сайентисту или какому-то эксперту, очень глубоко понимающему свою тему. Для меня самой было откровением, насколько это просто, с одной стороны, а с другой — как важно сплачивать единомышленников и делать это так, чтобы все чувствовали, что вносят свою часть вклада в общее дело.
Одна из самых сложных вещей, которым мне нужно было научиться для того, чтобы претворить свою мечту в реальность, — объяснять очень сложные вещи очень простым языком. Это позволяет общаться как с самым глубоким экспертом в области данных, так и с членом совета директоров, и сделать так, чтобы все друг друга понимали. Это так нужно многим руководителям организаций или директорам больших компаний — все, что касается аналитики, онлайн-решений, цифровой экономики, то есть всего, с чем они не сталкиваются каждый день и чему они не учились. Тут возникает барьер, возникает отторжение чего-то, что и само по себе непонятно, а тем более непонятно, как оно работает и как помогает в бизнесе.
О работе консультанта
Возникает вопрос: почему юным выпускникам доверяют решение больших, сложных и критически важных задач? Кто такие эти консультанты?
McKinsey — это консалтинговая компания с крупнейшей в мире сетью офисов. У нас 140 офисов. Я, наверное, была в 30 из них, причем была не во всех странах, где есть офисы McKinsey. А что касается персонала, то во всем мире у нас работает примерно 27 тысяч сотрудников. Наш офис в Москве быстро растет. Когда я пришла в McKinsey, там было порядка 150 консультантов, сейчас — 380. Компания активно расширяется: сейчас достаточно большой спрос на различные консалтинговые услуги в странах Африки, Восточной Азии и в других регионах.
Чем занимаются консультанты? Вы, наверное, слышали, что консультанты часто разрабатывают бизнес-стратегии и стратегии преобразований бизнеса. Это может быть стратегия выхода на новые рынки или стратегия увеличения прибыльности на существующих рынках. Может быть стратегия трансформации бизнеса, когда одна компания покупает другую и им нужно слиться, провести интеграцию с минимальными потерями в эффективности человеческого капитала и корпоративной культуре, то есть построить единую общую корпоративную культуру. Это может быть оптимизация производственных, операционных процессов и бизнес-процессов: например, требуется понять, в каких составляющих процесса продаж и прогнозирования мы теряем клиентов, — может оказаться, например, что клиенты от нас отворачиваются из-за наших недостатков в службе поддержки клиентов, и они не знают, к кому обратиться, когда возникает проблема. Большая тема сейчас — стратегия цифровизации. Здесь и внедрение Agile, или гибкой, адаптивной операционной модели. В большинстве компаний сектора потребительских товаров или компаний, которые что-либо продают, думают о том, что в первую очередь потенциальные клиенты узнают о них через интернет. Соответственно, стоит вопрос, как таким компаниям оптимизировать систему поиска, как лучше использовать веб-сайты или свое приложение для того, чтобы показать себя наилучшим образом.
Кстати, с увеличением цифровой составляющей в проектах изменился и состав реализующих их команд. С появлением большого количества решений по цифровой трансформации и с изменением запросов клиентов, которые стали более детальными, моя типичная команда — это несколько дизайнеров, несколько разработчиков, несколько людей, занимающихся архитектурой технологий, есть дата-сайентист, специалист по работе с данными. Сейчас в McKinsey много коллег, которые пришли сюда с опытом промышленного дизайна. Это пример команды, состоящей из людей с разными компетенциями. Десять лет назад такого не было.
Консультанту необходимо образование, которое даст навыки структурирования, обеспечит умение критически мыслить и анализировать любую сложную проблему, потому что задачи стоят очень разные. По мере того как человек продвигается по карьерной лестнице в McKinsey или другой консалтинговой компании, у него нарабатываются экспертные знания. Образование, которое дает Вышка, очень подходит для такой работы. Ведь редко свежего выпускника берут в качестве эксперта. После университета приходят выпускники, которым интересно решать интересные задачи и у которых есть для этого базовые навыки. И, само собой, у которых еще есть работоспособность, рабочая этика и навыки работы в команде. Так что все это вещи, не относящиеся конкретно к производству стали или выбросам углекислого газа, а относящиеся в целом к работе над решением задач.
Советы тому, кто начинает карьерный путь
Не бойтесь пробовать. Не бойтесь пробовать в Вышке, не бойтесь пробовать за пределами Вышки. Хотя в начале моего пути у меня был довольно хаотичный опыт, но я очень рада, что попала в реальную компанию и смогла почувствовать и понять, каково это — быть аналитиком, работать в команде и руководить командой, а потом — что значит быть консультантом. И пусть не каждый ваш опыт окажется ровно тем, что вы ожидаете. Гораздо важнее, что мир полон возможностей.
Я действительно считаю, что выпускники Вышки — это элита, которая и в России, и за рубежом может показать прекрасные результаты и добиться многого. Используйте ваше время сейчас для того, чтобы построить фундамент — накопить фундаментальные знания и приобрести навыки критического мышления. Не устаю повторять, насколько важно быть критически мыслящим индивидуумом, не только вбирать в себя технические знания о том, как работает экономика страны или экономика фирмы, но и стараться понять, как это сочетается с внешним миром.
Если бы, когда я была студенткой Вышки, кто-то спросил меня о будущем, я бы ни за что не смогла описать свою сегодняшнюю работу. Того, чем я сейчас занимаюсь, скорее всего, еще и не существовало. Так что перед вами очень много возможностей, и вы можете создать работу своей мечты. Не вешайте нос, если кажется, что того, что вам хочется делать, не существует. Во-первых, может быть, оно существует, только вы просто пока об этом не знаете, или, если его действительно не существует, вы сможете это придумать, сделать, создать.
И последнее. Инвестируйте в контакты, в нетворкинг. И те, с кем вы учитесь сейчас, и ваши преподаватели, и люди, с которыми вы знакомитесь, когда участвуете в каких-то научных конференциях или в бизнес-играх, — все это часть тех единомышленников, с которыми через несколько лет вы, возможно, вместе что-то придумаете, создадите и будете этим заниматься в жизни.