«Мы начинаем сотрудничество на равных»
Началась подготовка соглашения о сотрудничестве в области государственного и муниципального управления (ГМУ) между Высшей школой экономики и Университетом Техаса (США). Об этом, а также о состоявшейся в Вашингтоне конференции APPAM (Association for Public Policy Analysis and Management) и созданной в Вышке уникальной трехмерной динамической визуализации учебных планов рассказывает декан факультета ГМУ ВШЭ Алексей Барабашев.
― Алексей Георгиевич, совсем недавно вы были в командировке в США. Какова была цель поездки?
― Основная цель — участие в ноябрьской конференции APPAM (Association for Public Policy Analysis and Management). Существует несколько ассоциаций по госуправлению международного масштаба. Самая значимая из них в мире — APPAM, ее штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Ассоциация объединяет в своих рядах виднейшие факультеты госуправления, ведущие институты, школы public administration, public policy, public affairs. В конференции от ВШЭ участвовали два человека: Сергей Ефремов, наш выпускник, ныне — аспирант, и я.
Летом на базе Высшей школы экономики проходила конференция этой ассоциации, а в ноябре прошла ежегодная общая конференция APPAM в Вашингтоне, в которой участвовали около трех тысяч человек. Перед конференцией состоялся так называемый базовый митинг по образовательным вопросам, на котором были представлены несколько докладов по структуре образовательных программ, по новым средствам их обработки и анализа.
Выступил с докладом и я. Наша группа сделала новый технологичный инструмент по оценке учебных планов образовательных программ. Это уникальная разработка компьютерной программы оценки пререквизитности курсов, анализа междисциплинарных связей, выявления статистики распределения дисциплин по видам и направлениям, тематике и прочее. На экране это выглядит следующим образом. Два вращающихся цилиндра, представляющие два учебных плана — наш, и Школы госуправления университета Индианы (как нашего основного партнера в США), зримо показывают различия наших двух учебных программ бакалавриата в области госуправления по годам и модулям обучения. Программа позволяет увидеть различия в предметной ориентации программ, степень фундаментальности программ и их нацеленности на потребителя (работодателя), связь курсов различной предметной ориентации, либо их замыкание «на самих себе», насыщенность программ, степень их целостности. Даются линки на программы отдельных дисциплин, на страницы преподавателей. Отличие от существующих программных продуктов — в интерактивности и в наглядности. Создана трехмерная динамическая визуализация учебного плана, чего в мире еще никем не сделано. Программа позволяет в буквальном смысле видеть в цвете и в движении, в сопутствующих, легко задаваемых выбором формул графиках и диаграммах (и в этом ее отличие от «обычного сравнения» табличных curricula), в чем заключаются сравнительные плюсы и минусы разных учебных планов — и следовательно, она дает новый инструмент совершенствования учебных планов. Программа нами запатентована, авторское право ВШЭ и коллектива авторов установлено.
Мы провели анализ, который не было по силам сделать никому в мире. Участники конференции были очень воодушевлены этим новым сравнительным инструментом. Так что уже в первый день конференции мы зарекомендовали себя как лидеры, к нам было проявлено значительное внимание участников встречи. И во время конференции мы нашли много хороших контактов и возможностей для сотрудничества.
На конференции мы очень плодотворно встретились в отдельном формате с действующим президентом APPAM Сандрой Арчибальд, деканом факультета госуправления университета штата Вашингтон (город Сиэтл), а также с нашим хорошим знакомым со времен проведения июньской конференции АРРАМ в Москве вице-президентом АРРАМ Дугом Бешаровым, с директором по программам дополнительного образования Школы госуправления Ли Кван Ю национального университета Сингапура Джефом Страусманом, со многими другими известными лидерами нашего образовательного направления. Мы обсуждали различные вопросы взаимодействия и сошлись во мнении, что Высшая школа экономики может быть центром притяжения для многих университетов и исследовательских центров в области государственного и муниципального управления (ГМУ).
APPAM уже определилась со стратегией развития, делается ставка на практико-ориентированные исследования. В рамках конференции состоялось совещание, на котором присутствовали около 80 деканов и руководителей факультетов госуправления университетов многих стран. Было решено развивать сотрудничество с органами власти, активнее предоставлять качественную аналитику. По сути, речь идет об активизации взаимодействия с государством профессиональной составляющей гражданского общества. Идея в том, что государство необходимо «разбюрократизировать». Но делать это лучше всего могут люди, обладающие специальными знаниями и предлагающие новые управленческие теории и технологии, в противном случае процесс превратится в «говорильню». Поэтому образовательное сообщество, университеты, исследовательские центры по всему миру должны вступать во взаимодействие, вырабатывать общее видение проблем, спорить между собой, вовлекать власть в обсуждение вопросов совершенствования госуправления.
― Что еще интересного было на конференции?
― Интересного было много. Например, перед Высшей школой экономики стоит задача вхождения в международные рейтинги университетов по совокупности направлений образования. Подобный рейтинг существует, в том числе, применительно к университетским программам по госуправлению, в США его ведет правительственное Агентство US and World Report. Удалось познакомиться со специалистом, которая отвечает за составление этого рейтинга. Она готова помочь в методике составления комплексного российского рейтинга по ГМУ, совместимого с международным. Кстати, в мире наметилась тенденция передавать полномочия по составлению рейтингов от государственных организаций профессиональным сообществам. Правда, есть одно условие: методика должна оставаться прежней, чтобы не было крена в пользу того или иного университета.
Еще один интересный момент. Конференция используется ведущими мировыми факультетами госуправления как промоушн своих исследований и как площадка для привлечения кадров. Известные школы и факультеты проводят рекрутинг лучших исследователей и преподавателей мира. Обычно это происходит вечером, организуются приемы в параллельных залах (это были небольшие «банкетные» залы отеля «Мариотт» в Вашингтоне), на которых присутствуют руководители факультетов, или главные «рекрутеры» факультетских отборочных комитетов. Преподаватели, аспиранты, профессора, которые в силу тех или иных причин готовы сменить место работы встречаются, беседуют, обмениваются визитками, принимают участие в профессиональных интервью, заключают предварительные договоренности. Так что конференция пользуется дополнительной популярностью как лучшее место для университетского трудоустройства. Я нашел несколько сильных профессоров, которые потенциально готовы приехать в Вышку, преподавать у нас. И это очень серьезно, наш университет хорошо воспринимают.
― После конференции вы еще побывали в Техасе. Расскажите, пожалуйста, об этом.
― Вторая часть поездки была связана с установлением и развитием контактов с новым вузом-партнером в США. Наши коллеги из университета Индианы, с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем, познакомили нас с Техасским университетом, Школой госуправления имени Линдона Джонсона (LBJ). Эта школа издает второй в мировом рейтинге журнал по госуправлению Public Policy Analysis and Research, в ней с прошлого года работает наш давний партнер, профессор Анджела Эванс, которая была ранее заместителем директора по науке Аналитической службы Конгресса США, а заместитель декана Школы LBJ профессор Роберт Вильсон участвовал у нас в летней конференции.
В Техасе мне удалось провести серию встреч со всем руководством и ведущими профессорами, исследователями LBJ, обсудить возможные варианты и отдельные проекты сотрудничества. Я прочитал две лекции для магистров и аспирантов LBJ, сделал большой доклад по тематике развития теории бюрократии вне пределов концепций NPM и New Governance с учетом результатов наших НИР по федеральным программам реформы госслужбы России для профессорско-преподавательского состава факультета (присутствовали профессора и декан, главный редактор журнала PPAR профессор Каролин Хендрик). Мы очень плодотворно обсуждали и сравнивали имеющиеся технологии реформ бюрократии, спорили о происходящих процессах институциональной диффузии управленческих норм. Я убедился, что Школа LBJ, входящая в десятку лучших факультетов госуправления США, близка к нашему факультету по спектру интересов преподавателей, по взглядам на развитие области ГМУ, по уровню студентов.
Коллеги из LBJ настроены на сотрудничество с нами, и мы пришли к целому спектру соглашений, которые в ближайшее время начнем реализовывать.
Во-первых, мы договорились, что группа студентов ВШЭ поедет в Техас на летнюю школу по госуправлению в июне 2012 года. Набор в группу мы уже открываем. Потом группа американских студентов из LBJ приедет к нам летом 2013 года. Во-вторых, появляется возможность участия аспирантов вышкинской академической PhD-программы в программе аспирантуры LBJ. В-третьих, мы начинаем готовить совместный on-line класс для магистров по проблемам госуправления с учетом условий национальной безопасности, за который студентам будут начисляться кредитные единицы, у нас, возможно, в рамках научно-исследовательского семинара.
В режиме on-line мы хотели бы обсуждать в смешанных группах и с участием двух преподавателей (от нас и от LBJ) такие вопросы, как, скажем, управленческие аспекты трансграничного транзита нефти и газа, проблемы управления безопасностью и очень острый спор относительно развертывания системы европейской ПРО, управленческие коллизии в свете вступления России в ВТО. Мы хотели бы не ограничиваться участием наших магистров в данном on-line классе, привлекать интересующихся студентов других факультетов в этот класс.
― Когда этот проект стартует?
― Мы on-line класс готовим до лета, а осенью приступим к реализации. Требуется очень четкое взаимодействие технических служб, межконтинентальные on-line программы — редкая вещь даже для США. У нас, кстати, разница во времени 10 часов, и это почти идеальный вариант. У них занятия проводятся утром, наши студенты магистратуры занимаются вечерами, то есть получается практически в одно время. Грех не воспользоваться. Если этот семинар пойдет нормально, то мы будем развивать формы такого сотрудничества и в перспективе хотим выйти на программу двух магистерских дипломов.
В соглашении программа двух дипломов зафиксирована как стратегическая цель. До этого предполагается взаимная валидация курсов, проведение on-line классов. Как только накопится 4-5 таких курсов и классов, мы можем говорить о такой же программе, какая у нас имеется с London Metropolitan University. Получится такая система, при которой частично засчитываются курсы, прослушанные здесь, а частично в университете-партнере.
― Какие еще договоренности достигнуты и будут ли они документально закреплены?
― Мы еще договорились по ряду образовательных и научных проектов, в том числе, это обмен данными по проектам в области работы с НКО, с возможным приездом к нам известного исследователя в данной области Сьюзен Соза, ведущей проект по образованию и разработке старт-ап проектов НКО. Кстати, она получила персональный грант на реализацию проекта от корпорации Dell в размере 6 миллионов долларов. Сьюзен готова приехать в Вышку и обсудить возможности совместного проекта. Повторяю, было много встреч, много предложений, которые еще предстоит обсудить и уточнить. Сейчас разрабатывается проект соглашения между университетом Техаса и Высшей школой экономики. В него естественно включаются вопросы, касающиеся обмена преподавателями, проведения летних школ. К слову, университеты Индианы и Техаса образуют хорошую сцепку, так что у нас появляется система взаимосвязанных партнеров. И мы в эту систему включаемся по всем направлениям — образовательному, исследовательскому, публикационному… В этих университетах издаются два ведущих мировых журнала по нашему направлению (напомню, что именно в Индиане издается первый в мировом рейтинге по ГМУ журнал JPAM, главным редактором которого является наш давний партнер, профессор Морин Пирог). Конечно, само по себе установление таких значимых, стратегических связей, это огромное достижение. Но самое приятное, что мы начинаем сотрудничество на равных, у нас есть потенциал. Россию воспринимают как значимую величину, Вышку — как базового странового партнера, и профессиональное сообщество расположено к тому, чтобы с нами иметь дело.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Ефремов Сергей Владиславович
Вам также может быть интересно:
«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»
Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.
ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления
Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей — Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.
Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики
На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.
«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»
Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.
Теневое управление помогает развитию регионов
Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.
Управление на госслужбе и в бизнесе
В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.
Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 4, 2013
Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 4, 2013).
Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 3, 2013
Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 3, 2013).
Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 2, 2013
Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 2, 2013).
Продвижение ВШЭ в NISPAcee
В Белграде прошла ежегодная международная конференция Ассоциации институтов и факультетов публичного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee). Об итогах форума рассказал один из представителей университета на нем, научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев.