Корееведение: «речь об абсолютно новой форме партнерства»
В этом учебном году на отделении востоковедения Высшей школы экономики началось обучение по направлению «Корееведение». О новой программе рассказывает заведующий этим отделением Алексей Маслов.
― Алексей Александрович, на отделении востоковедения ВШЭ начались занятия по новому направлению — корееведению. В чем специфика этого направления?
― Корееведение — интересное направление, а учитывая развитие взаимодействия между Россией и Кореей — и весьма перспективное. Причем, надо понять, что речь идет о Корее не только как о стране, а как о культурно-историческим регионе, куда входит и Южная и Северная Корея. Я бы назвал три фактора, объясняющих интерес к этому региону. Первый фактор — близость Кореи к России, все-таки у нас общая граница с Северной Кореей. И проблема объединения двух Корей — это, в том числе, и политическая проблема России. Потому что этот важный исторический процесс идет у наших границ, нужны специалисты, которые готовы участвовать в нем или, по крайней мере, способные давать его адекватную оценку. Поскольку процесс не самый простой (в нем участвуют еще и Китай, и США), мы должны иметь специалистов, которые разбираются в восточной специфике проведения таких переговоров. И это, поверьте, не то же самое, что обсуждать объединение в Европе.
Второй фактор — развитие экономических отношений с Южной Кореей. Сегодня объемы торговли с этой страной такие же, как, например, с Индией, и составляют около двадцати миллиардов долларов. Если вы вспомните количество корейских товаров, которые продаются у нас (от мониторов до автомобилей), то поймете, насколько это значимо для России. И кроме того, создается много совместных предприятий с корейскими фирмами, и интересно, как этот процесс будет идти дальше.
Есть еще один фактор. Для большинства людей Дальний Восток находится под сенью китайской и японской культур. Но многие забывают, что корейская культура не уступает им по древности и разнообразию. Более того, Япония как государство и как этнос складывалась под воздействием корейского влияния. Одними из первых поселенцев в Японии были выходцы с территории Кореи, — и это еще до того, как возникли японцы как отдельный этнос. Поэтому есть колоссальный интерес к корейской культуре в целом, начиная от сохранения корейского шаманизма и буддийских традиций до таких достижений, как восточная медицина в ее корейском исполнении.
Мы многое знаем о восточной культуре, скажем, в китайской интерпретации, например, о том, что обычно именуется китайской или тибетской медициной, или японской чайной церемонией, — это все очень хорошо продается не только в финансовом, но и в имиджевом плане. Но вот, например, су джок терапия, которая сегодня широко известна в России, или практика боевого искусства хапкидо — это идет из Кореи. Я полагаю, что Корея только учится подавать свою культуру на внешнем рынке.
― Какова востребованность на рынке труда специалистов по Корее?
― Мы, востоковеды, не формируем рынок, а лишь реагируем на него. Например, есть крайне популярное японское направление, но потребность в специалистах с японским языком сегодня не столь велика, во многом из-за того, что в Японии многие говорят по-английски. Потребность в китайских специалистах велика, и значителен приток студентов на китайское направление. А вот, несмотря на высокую потребность в специалистах по Корее, прием студентов на это направление крайне мал.
― И в чем специфика подготовки вышкинских корееведов?
― В России есть лишь несколько центров, которые готовят корееведов, — на Дальнем Востоке, в Москве и Петербурге. Мы решили не повторяться, а пойти более прогрессивным путем. Особенность нашего корееведения в том, что программа осуществляется совместно с несколькими крупнейшими корейскими университетами. Наш главный партнер — Сеульский национальный университет, пожалуй, университет номер один на корейском образовательном пространстве.
Речь идет об абсолютно новой форме партнерства, когда профессора Сеульского университета на постоянной основе в онлайновом режиме читают лекции нашим студентам. Кстати, организовать это было очень непросто. Мы почти месяц отрабатывали в онлайновом режиме с корейской стороной то, как все это будет выглядеть. И уже сегодня наши студенты слушают еженедельно курсы в исполнении профессоров Сеульского университета, которые читают лекции по введению в корееведение.
У нас на отделении востоковедения читается большой курс «Введение в востоковедение», который разбит на региональные части. Это очень интересный курс, включающий все от краткой истории до методов изучения Востока и национальных традиций, культуры и быта. По сути, это введение в культуру корейского народа. На 2-3 курсах предполагаются занятия по истории, экономике. Кроме этого, корейские профессора читают курсы в «прямом» режиме на английском языке. Поэтому одно из требований для кореистов — свободное владение английским.
Вторая особенность программы в том, что у нас появляется заметно больше возможностей для стажировок в Корее. Активно к этому вопросу подключился Корейский фонд, который располагается в Посольстве Южной Кореи. Корейский фонд долго выбирал партнеров для апробации новой, инновационной программы E-classes. Изначально планировалось, что она будет реализована только в России, а потом решили распространить ее на весь мир. И если это будет удачно, то такая программа пойдет во многих странах СНГ и Западной Европы.
Мы в известной степени выиграли необъявленное состязание на приоритетный старт этой программы, показали, как мы можем работать, насколько четко определяем цели. И самое главное — мы поставили перед корейской стороной целый ряд требований по качеству подготовки и преподавания. Корейцы сразу же откликнулись на наши запросы, и мы теперь имеем общие стандарты качества подготовки, знаем, как проверяются знания студентов, какие экзамены и эссе они должны сдавать. В тестировании студентов принимают участие не только наши преподаватели, но и корейские. Это еще один важный момент совместной подготовки.
Третье обстоятельство — мы очень активно работаем с корейскими организациями, представленными в России. Это коммерческие фирмы, различные фонды, потому что в известной степени они могут выступить работодателями для наших студентов. Например, мы начали работать с корейской общиной в России, с корейскими школами Москвы и Петербурга, ведем переговоры с компанией «Hyundai», рядом других фирм, которые предъявляют повышенные требования к уровню подготовки, говорят о том, каких специалистов они хотели бы получить. К сожалению, нередко у нас в стране готовятся востоковеды абстрактного характера, которые не очень понимают, куда они потом могут пойти на работу. Мы же спрашиваем у работодателей, кого они хотят видеть, какими практическими навыками должен обладать наш выпускник.
― Несмотря на процессы глобализации, различия между Востоком и Западом остаются, учитывается ли этот фактор в подготовке будущих корееведов?
― Мы готовим людей, которые могут решать экономические, политические и культурные проблемы в российско-корейских отношениях. Поэтому и набор дисциплин в своем роде уникальный. В программу включены вопросы не только истории российско-корейских отношений, но также и этнопсихологии корейского народа, этнических стереотипов, стереотипов поведения на переговорах, вопросы политической культуры, взаимоотношений власти и народа, экономического развития, культурно-исторического наследия Кореи и прочее.
― Каково отношение к запуску новой программы в профессиональной среде востоковедов? И насколько велик интерес со стороны студентов?
― К великому счастью, российские корееведы хорошо отреагировали на запуск этой программы. Иногда у коллег возникает зависть или ревность, а в данном случае мы получили полную поддержку и консультации специалистов. Все преподаватели, которые преподают корейский язык, имеют ученые степени не ниже кандидата филологических наук, это довольно редко бывает в преподавании языков, и к тому же указывает на высокий уровень подготовки.
Программа новая для Вышки, и сначала студенты отнеслись к ней с настороженностью, многие первоначально пришли изучать китайский или японский языки. Теперь, поняв, что корееведение очень интересное направление, студенты перешли на эту программу, сформировалась группа из 15 человек. Онлайновые лекции начались с того, что корейский ансамбль, совершив ритуальный танец под бой в барабаны, который раздавался, кажется по всему Покровскому бульвару, очистил наш двор и здание «от злых духов», и теперь мы в этом плане защищены от нечисти. Если все пойдет по намеченному пути, программа будет расширена, не менее 25 процентов материала будет читаться дистанционно. Сейчас практически решено, что в следующем году мы начнем подготовку востоковедов в Петербургском филиале, и те лекции, которые читаются нашим московским студентам, будут одновременно транслироваться и на Петербург.
― Насколько остро, на ваш взгляд, стоит сегодня вопрос объединения Кореи, и какие последствия оно может иметь для российско-корейских отношений?
― В Корее идут споры о дальнейшем развитии общества, жить рядом с таким гигантом, как Китай, с такой экономически развитой державой, как Япония, — это серьезный вызов. А вопрос объединения Кореи требует огромных средств. Нам же интересно принять участие в тех экономических, политических и во многом идеологических спорах, которые идут в корейском обществе. У России есть много шансов сыграть положительную роль не только в самом процессе мирного объединения Корей, но и извлечь политическую и экономическую выгоду из этих процессов. Но здесь нужно не только политическое решение, не только разовые действия, но продуманная долгосрочная стратегия, учитывающая множество составляющих — от общего расклада политических сил в регионе до национальных традиций и психологии. А для этого нам нужно большое количество профессиональных специалистов по Корее нового поколения — именно их подготовкой мы занимаемся на отделении востоковедения ВШЭ.
― Ваш прогноз: объединение состоится?
― Конечно. Это, на мой взгляд, историческая неизбежность. Правда, объединение, как кажется, будет не быстрым и чрезвычайно болезненным, потому что Южной Корее трудно в одиночку выдержать столь существенную финансовую нагрузку. Возникнет много проблем, например, переподготовка кадров на территории Северной Кореи, адаптация населения к новым социально-экономическим условиям жизни. Южная Корея получит население, которое, не умеет работать в Интернете, которое не знакомо со многими современными трендами. Надо будет восстанавливать хозяйство Северной Кореи. Помочь может Китай, и он уже активно это делает, получая взамен большой рынок сбыта. Это может делать Россия, но готова ли она взять на себя такую ответственность?
Второй вопрос — насколько адекватными ситуации могут быть поступки лидеров Северной Кореи перед объединением, насколько они вообще готовы к реальному объединению страны. Главное — уменьшить социально-экономическую нагрузку на население и политическую — в целом на весь регион, избежать неожиданностей и резких, непродуманных шагов. Тем более, избежать любых форм политического шантажа или военных действий. И сейчас мы изучаем ситуацию, анализируем, насколько лидеры Северной Кореи готовы к конструктивным переговорам.
Сегодня мы имеем успешно развивающуюся Южную Корею и изолированную Северную. Несмотря на разительные различия в уровнях развития, и та, и другая стабильны в рамках своих моделей. Если они объединятся, то может возникнуть большая дестабилизированная территория у наших границ. И этот вопрос тоже надо решать заранее. И последнее. После Второй мировой войны в Азии остались нерешенными многие проблемы. Помимо разделенной Кореи, это и споры вокруг островов в Южно-Китайском море, и вопрос юрисдикции Тайваня. Может быть, именно поэтому Китай так ратует за объединение Кореи… Такое развитие событий может подтолкнуть целый ряд слияний, и процесс может пойти лавинообразно. А неконтролируемое объединение — это не всегда хорошо.
Людмила Мезенцева, Андрей Щербаков Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Пора признать востоковедение и африканистику отдельным научным направлением»
Востоковедение сегодня — одно из самых востребованных образовательных направлений у абитуриентов, а выпускники пользуются большим спросом на рынке труда. О том, как и чему учат современных специалистов по Востоку и Африке, рассказал Евгений Зеленев, профессор, директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Чарующий Восток: в НИУ ВШЭ прошел юбилейный Oriental Crazy Day 2024
В конце мая в Вышке состоялся традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day. В этом году праздник прошел уже в десятый раз. Для студентов это возможность показать на сцене свои таланты, погадать на Книге перемен, узнать больше о многообразии культур Востока, а для сотрудников факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ — представить образовательную программу «Востоковедение» будущим абитуриентам.
В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике
Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.
Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки
Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».
Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона
В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.
Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления
В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.
Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство
21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.
«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»
В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год
Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.
«Для России востоковедение — это новый хайтек»
Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.